Вокруг света 1976-05, страница 58прерий было настолько строгим и настолько считалось позорным мужчине заниматься делом женским, что самым суровым наказанием в большинстве племен — за трусость в бою, например, — было заставить преступника надеть женское платье и работать с женщинами. Это значило, что в племени абнаки «бывший мужчина» не смел охотиться, рыбачить, строить лодки и рыть землянки. В племени же осёджей он мог строить лодки и ставить вигвамы (более того, он даже обязан был заниматься этим!), а сверх того вялил и сушил мясо, собирал ягоды, съедобные корни, молюсков. Он же, как и другие женщины, дубил шкуры^ плел циновки, корзины и многое, многое другое. Ему все это было куда труднее, чем женщинам, ибо их учили этому с детства, а тут приходилось все осваивать заново... А если часть поклажи при перекочевках не помещалась на лошадь, то на «бывшего мужчину» навьючивали лишний груз. Зато в племени делаваров провинившегося просто изгоняли из племени; труд женщины здесь был не так уж и тяжел — женщины помогали при строительстве жилищ и при установке ограды. Исследователи отмечают, что у этого племени мужчинам приходилось тяжелее, чем женщинам. Мужчины должны были охотиться круглый год, невзирая на погоду. Женщины же обрабатывали поля лишь месяца полтора в году и больше, чем им было положено, не делали никогда. Если же муж требовал от жены еще каких-то трудов, она давала ему развод. Быстро и немедленно. И старейшины рода — а именно они разбирали «бракоразводные процессы» — решали дело в пользу женщины, если та заявляла, что муж заставляет ее заниматься «мужским» делом... Стоит отметить отношение индейцев к ткачеству. В большинстве племен ткали женщины, и это умение считалось высоким достоинством невесты. А вот у племени пйма женщины занимались земледелием, в то время как мужчины прилежно ткали. И когда в племени пима хотели одернуть женщину, лезшую не в свое дело, ей говорили: «Может быть, ты еще и ткать хочешь?» «РАБОТАЕТ ЗДОРОВО, КАК ЖЕНЩИНА...»У скотоводов Восточной Африки пастухи — это мальчики и мужчины. Они же и доят скот. Зато масло сбивают только их матери и жены. А у племени масаи коров доят женщины, а овец и коз — мальчики. В племенах восточноафрикан-ских земледельцев мужчины выполняют только самую тяжелую работу: расчищают поля от деревьев и кустарников, поднимают целину, иногда помогают сажать — как, например, у народа суахили — только определенные культуры: бананы, батат, ямс, табак, сахарный тростник. Все остальное сажают женщины. Они же убирают урожай и обмолачивают его. Таким образом, почти все работы в земледелии выполняют женщины, а в скотоводстве трудятся преимущественно мужчины. Интересно, что и продукцию земледелия продают только женщины, а скот — только мужчины. Женская работа и переноска тяжестей. Если мужчину увидят за этим занятием или хотя бы как он помогает женщине переносить тяжести, его засмеют. Сами же женщины. У народов бассейна Конго почти все работы на поле были делом женским: мужчины только расчищали участки. Зато они еще строили хижины, ткали циновки, сети, верши и корзины, а также шили из циновок одежду. В свободное от основных занятий время они вырезали из слоновой кости и дерева и лепили горшки. Примерно то же было и у южных африканцев. Так что у африканской женщины дел было по горло. ...Есть в Камеруне народ нсау. У нсау почти всю работу в поле выполняют женщины, и именно их труд — экономическая основа семьи. Мужчины только расчищают участки и помогают убирать урожай. Очень плохо приходится у нсау злостным холостякам. О них в племени говорят: «Он очень здорово работает. Он работает почти так же здорово, как женщина...» Мужчины нсау много времени проводят в своей компании, попивая пальмовое вино и оживленно беседуя. Но компании — не только средство провести время, это нечто вроде деловых клубов или кредитных товариществ. А деньги мужчине необходимы; именно он должен снабжать семью мясом, рыбой, солью, маслом, одеждой. Кроме того, он еще подростком начинает собирать деньги на калым, часто занимая немалые суммы... Нсау мужчины много работают как ремесленники и торговцы, заготовляют материал для строительства домов, охотятся, выращивают бананы... Еще неизвестно поэтому, кто работает больше... МАЙ ШЕВАЯЯЬ и ПЕР В ▲ J1 ё на пришла на остановку заблаговременно. Автобус будет не раньше, чем через полчаса. Тридцать минут в жизни человека — не так уж много. К тому же она привыкла ждать. Она думала о том, что приготовить на обед. И о своей внешности. Она старалась следить за собой. Но ей не суждено было дождаться автобуса. Ей осталось жить только двадцать семь минут. Что сказать о ее внешности? Стоит на обочине женщина лет сорока, довольно высокая, крепкая, прямые ноги, широкие бедра; полнеющая, что она всячески старается скрыть. Одежда диктовалась модой, даже в ущерб удобству. В этот ветреный осенний день на ней было длинное, расклешенное ярко-зеленое пальто, нейлоновые чулки, коричневые лакированные сапожки на платформе. На левом плече висела квадратная сумочка с большим латунным замком — тоже коричневая, как и замшевые перчатки. Светлые волосы опрыснуты лаком, на лицо умело наложена косметика. Она заметила машину лишь после того, как та остановилась. — Подвезти? — спросил водитель. — Ага... — Она словно растерялась. — Подвези. Не рассчитывала тебя встретить. Собиралась ехать на автобусе. — Я знал, что застану тебя здесь, — объяснил он. — И мне по пути. Ну, живей. Живей... Сколько секунд понадобилось ей, чтобы занять место рядом с водителем? Живей... Он с места развил большую скорость. Она держала сумочку на коленях — чуть настороженная, удивленная, слегка озадаченная. Поглядела на водителя, но его внимание как будто было сосредоточено на дороге. «Подозревается в убийстве...» — девятая ннига серии социального «романа о преступлении», созданной шведскими писателями-коммунистами Май Шёвалль и Пером Валё. Многие действующие лица этого произведения — те же, что и в романе «Запертая комната», который печатался в журнале «Вокруг света» в 1973 году. В 1975 году Пер Валё скончался, однако работа над декало-гией была завершена, и в Швеции вышла последняя книга серии — «Террористы». 56 |