Вокруг света 1976-05, страница 57женой. Родители, мол, просили передать, что без такого зятя они обойдутся. Так что не беспокойтесь впредь и девушку не смущайте. Жены отсутствовали несколько дней. За это время изголодавшийся Типеш капитулировал. Ему пришлось обойти всю деревню, я Резьба по дереву — дело мужское (Таиланд). каждой хижине повторяя, что он был неправ, берет свои слова назад и никогда более не позволит себе пренебречь мнением своих «прекрасных половин». Случай этот был настолько уникален на Догу, что о нем вспоминают до наших дней, и он кочует из одного этнографического труда в другой. Так что некоторую пользу из случившегося Типеш извлек: славу. Правда, славу Герострата... Давайте разберемся в истории Типеша. Благосостояние островитян на Догу зиждется на двух основах: продуктах земледелия и добыче рыболовов и охотников. И каждый нз полов имеет и обязанность и привилегию заниматься своим делом. А если это привилегия, то ее надлежит оберегать. Так появляются запреты: не смеет мужчина вскапывать огород, не смеет женщина касаться лодки. И по наследству передается дочерям земля, а сыновьям — оружие, сети, лодки. Но поскольку женский труд приносит более надежные резуль таты, мужья сильнее зависят от своих жен, чем те от них. И на Догу бывали случаи, когда женщины, сговорившись, прекращали войны между деревнями. А теперь посмотрим еще раз статистику, приведенную нами в начале главы, и увидим, что труд женщин и мужчин везде дополняет один другой. А своеобразие в разделении труда вызвано особенностями истории каждого народа и племени. «МОЖЕТ БЫТЬ, ТЫ И ТКАТЬ ХОЧЕШЬ?»Достопочтенный Элия Ходжсон П. Саундерс, анабаптистский миссионер, проведший годы среди индейских племен Запада США, оставил нам описание обычаев племени арикара в конце прошлого века. Саундерс присоединился к каравану арикара, переходивших на новые охотничьи угодья. Утром, пишет миссионер, женщины поднялись до рассвета — мужчины меж тем мирно спали, закутавшись в одеяла. Женщины пригнали лошадей — мужчины сладко спали. Женщины сняли вигвамы — мужчины продолжали спать. Женщины оседлали лошадей, разогрели на кострах остатки вчерашнего ужина, и вот тогда поднялись их мужья и отцы. Пока они ели, женщины трудолюбиво пряли, чтобы, дождавшись, пока поедят мужчины, позавтракать самим. Примерно то же повторилось, когда разбивали лагерь на ночлег. Делалось все быстро, сноровисто, по раз и навсегда заведенному образцу. Внимание миссионера привлекли две женщины, громко кричавшие друг на друга и отчаянно жестикулировавшие. Вокруг толпились зрительницы, комментируя происходящее. Мужчины, покуривая трубки, усмехались, на ломаном английском, объясняя миссионеру, что воину не пристало лезть в бабьи свары: покричат, мол, и помирятся. И вдруг раздался страшный вопль. Женщины вцепились друг другу в волосы, а одна из зрительниц что-то крикнула мужчинам, те повскакали, хватая что попало — палки, копья, и бросились к дерущимся женщинам. Через некоторое время в свалке отчаянно кричащих, сцепившихся людей невозможно было ничего разобрать. Дело разбирали вечером старейшины. Мужьям обеих зачинщиц предписано было их избить. Вот тут-то муж одной из них и выдвинул аргумент, круто изменивший ход процесса. Он заявил, что его жену оскорбили так, что она не может отвечать за свои действия. Он подробно объяснил, что именно было сказано. И старейшины, посовещавшись, решили: обидчицу избить, обиженной — объяснить необходимость впредь быть более сдержанной. Все разошлись по своим вигвамам, успокоенные и довольные (кроме, очевидно, той дамы, которую ждала взбучка). И только достопочтенный Саундерс не мог понять, в чем же дело. — Ну я знаю, что она ее обидела, но что она такого могла сказать? — допытывался он у индейцев. После некоторого замешательства один заслуженный пожилой воин, заикаясь, словно произносил нечто немыслимо неприличное, выдавил из себя: — Она сказала другой женщине, что у той муж сам носит хворост для костра... Разделение труда у индейцев Женщины трудятся там, где требуются упорство и прилежание, наверное, не только в Японии. 55 |