Вокруг света 1976-05, страница 54

Вокруг света 1976-05, страница 54

беседуют или чинят оружие. А когда племя идет, растянувшись цепочкой, по пустыне, все несут женщины, а мужчины идут налегке, и в руках у них только копья да бумеранги.

Почему это так? Отчего столь неравно распределены обязанности?

Те, кто знает жизнь австралийцев, могут пояснить: мужчины охраняют племя, они готовы в любой момент защитить его от нападения. Или догнать и убить зверя, как бы далеко он ни появился. Женщинам же вверено все достояние племени — корзины, землекопалки и его будущее — дети.

На стадии собирательства, на которой находились австралийские аборигены, жизнь человека (и семьи его, и рода, и всего племени) проходила в беспрестанной борьбе с природой. У каждого члена племени в этой борьбе было свое место. И каждый на своем месте выполнял свою задачу: ни на какую другую у него не оставалось ни времени, ни сил.

Примерно такую же картину можно было наблюдать и у других народов, живущих охотой и собирательством. Наверное, это первое распределение обязанностей между полами и легло в основу разделения труда. Впоследствии суеверия и религиозные представления закрепили его, а развитие общества привело к тому, что многие из связанных с разделением труда обычаев и правил стали непонятными, да и вообще на первый взгляд нелепыми и противоречивыми.

МЕЛАНЕЗИЙСКИЙ ГЕРОСТРАТ

Соседи австралийских аборигенов — меланезийцы и полинезийцы стояли на неизмеримо более высокой ступени развития: обрабатывали землю, жили деревенскими общинами. У полинезийцев даже было развитое общество, зачатки наук. Прежде чем говорить здесь о труде женском и мужском, дадим слово науке. Один американский ученый исследовал при помощи статистических методов проблему разделения труда у различных земледельческих народов. Вот полученные им результаты:

В одиннадцати описанных им племенах Новой Гвинеи у восьми — мужчины и женщины участвуют в земледелии, так сказать, на равных,

у одного племени вклад женщины больше,

у одного — это вообще только женское дело,

52