Вокруг света 1976-10, страница 80

Вокруг света 1976-10, страница 80

КИСТЬЮ ПО СТЕКЛУ

В окрестностях Балтимора (штат Мэриленд) лесов осталось не так-то много. Но воспоминания о них, ностальгически окрашенные, живы и по сей день. Поэтому у обитателей ближайших к этому крупному городу поселков особой популярностью пользуются живописные полотна, изображающие лесные пейзажи. А для того, чтобы и улицы обретали «буколический» вид, местные художники зачастую пишут такие пейзажи на... оконных стеклах.

Мастерство это особое. Ведь, с одной стороны, окно должно служить своему назначению, то есть пропускать свет, а с другой — картина, нанесенная на стекло, обязана ограждать жилище от любопытных взоров прохожих, иными словами, заменять шторы. И, наконец, живопись остается живописью, у нее есть еще одно назначение (если не самое первое) — быть произведением искусства. Поэтому мэрилендцы доверяют свои окна только опытным мастерам. Но зато и картины выходят на славу...

БОЛЬШОЙ СТАЛАКТРУБНЫИ

Единственный в своем роде орган расположен... под землей, в пещере Лурей (штат Виргиния, США). Пульт у него — как и у любого концертного органа, а вот труб нет, точнее, вместо них использованы пустоты в сталактитовых образованиях. Музыкальный инструмент так и называется — Большой сталактрубный орган.

ОДИН ДЕНЬ ИЗ 55 ТЫСЯЧ

Пятьдесят пять тысяч дней — это примерная продолжительность жизни гигантских черепах, обитающих на Галапагосских островах. Дни протекают спокойно и неторопливо — истинно по-черепашьи.

Трехсоткилограммовая рептилия просыпается не рано — часов в восемь. Затем еще часок лениво греется на солнце и наконец отправляется на поиски пищи. В выборе блюд черепаха неприхотлива — с аппетитом лакомится крапивой, плодами дерева мансанильо (сок их настолько едкий, что у человека, например, вызывает ожоги на коже), не брезгует кактусом опунцией и паданцами. А в четыре-пять часов вечера черепаха мирно отходит к шестнадцатичасовому сну. Трудовой день кончился. Да и путь за это время проделан немалый — метров триста, а то и все четыреста.

СЧЕТ НА УЗЕЛКАХ

Империя инков, погибшая под ударами конкистадоров в начале XVI века, унесла с собой тайну узелкового «письма». Испанцы Писарро, а вслед за ним слуги господни — иезуиты — постарались уничтожить всякие следы «туземной» культуры в Южной Америке. Известно только, что индейцы столетия назад передавали вести с помощью узелков на веревочной связке, так называемой кипу. Гонцы с посланиями Великого Инки направлялись во все концы древней империи, простиравшейся на территории нынешних Эквадора, Перу, Боливии и Чили.

Итак, тайна «письма» утеряна, по-видимому, безвозвратно. Однако и по сей день неграмотные крестьяне в горах Перу и Боливии ведут счет на узелках кипу. Счет невелик — до тысячи. Впрочем, при подсчете урожая или поголовья лам большего никогда не требуется.

Рисунки В. ЧИЖИКОВА

«ПАДАЮЩИЕ» СОПЕРНИКИ

Итальянский город Пиза известен во всем мире своей «падающей» башней. Достопримечательность, конечно, редкая, но... не уникальная, и во многих странах мира найдутся города, готовые бросить Пизе вызов.

Например, на нашем снимке запечатлена наклонившаяся старинная башня в чехословацком городе До-мажлице. Башня эта неоднократно горела, но неизменно восстанавливалась и наряду с прежним обликом обретала и прежний «падающий» наклон. А построена она была в XIII веке, то есть позже пизанской меньше чем на столетие.

ВЕЧНЫЕ ЗАБОТЫ КЛИЕНТОВ

Сколько лет баням? Точно ответить на этот вопрос, наверное, невозможно. По крайней мере, в эпоху Древнего Рима бани — термы — пользовались широчайшей популярностью. А устройство одной из них, обнаруженной при раскопках малоазийского города Афродизиаса (юго-западная Турция), доказывает лишь одно: принципы банного дела с веками не меняются.

Баня была построена при императоре \дриане, во втором столетии нашей эры. Воду горных ручьев отводили в систему труб под зданием терм. В подвалах разводили костры, вода нагревалась (нагревались, кстати, и полы бани) и поступала в бассейны, Клиенту оставалось лишь раздеться и погрузиться в теплую влагу. Стоп! Раздеться... Вот здесь-то самое главное. У входа в помещение, которое сейчас назвали бы раздевалкой, выбито, очевидно, одно из древнейших административных объявлений в мире. Надпись гласит: «Клиент несет личную ответственность за потерю денег и ценностей, оставленных в кошельке или поясе». Иначе: мойся да поглядывай...

ХЖЕМШ