Вокруг света 1977-07, страница 80

Вокруг света 1977-07, страница 80

КАЧЕЛИ НЕ ДЛЯ ЗАБАВЫ

В густых лесах на стыке границ Бирмы, Таиланда и Лаоса обитает полукочевое племя акха. Добраться в jtot район не так-т-о просто, поэтому известно о племени немногое. Численность акха, по прикидочным данным, около 10 тысяч человек. Основные занятия — подсечно-огневое земледелие и охота.

Погода здесь переменчивая, и вот, когда участок леса выжжен и засеян горным рисом, мужчины-акха... строят на нем из жердей пятиметровые качели. Прицепив к поясу канат, они раскачиваются, подлетают выше и выше... Зачем, спрашивается? Дело в том, что, по мнению земледельцев, чем ближе к небу, тем лучше. В высшей точке касания можно попросить его о хорошем дожде и надеяться на благосклонность.

Акха не только опытные земледельцы, но и умелые дрессировщики. Они сажают на шест ручного попугая, а тот привлекает криками диких сородичей. Птицы прилетают из джунглей и садятся рядом на жердочки, обмазанные клеем. Выглядит просто, не так ли? Однако, кроме акха, делать это с помощью «хитроумного» попугая почему-то никто не умеет.

ПРОЖОРЛИВЫЕ НЕВИДИМКИ

Слово «планктон» происходит от греческого «планктос» — «бродячий, блуждающий». Планктеры — так называются планктонные организмы — зачастую невидимы: тельца их удивительно нежные и прозрачные и в воде незаметны. К тому же эти морские животные в большинстве случаев настолько малы, что их и глазом-то не различишь. Отсюда — и широко распространенное мнение о планктоне: бесцветная кашица на дне сачков и ловилок, непривлекательная слизь — словом, ничего интересного.

А между тем мир «бродячих» на редкость разнообразен. Здесь есть свои гиганты и карлики, вегетарианцы и хищники. Например, моллюск «глеба кардата» добывает пропитание, выпуская ловчую сеть из слизи... до двух метров в размахе, куда попадается еще более мелкая живность. Крошечная медуза «орхестома» охотится с помощью стрекательных щупалец метровой длины. А гребневик «оциропсис макулата» (его портрет на цветной фотографии) — это уже нечто птицеподобное. Распластав невесомые, бесплотные крылья, гребневик, подобно коршуну, стремительно парит в слоях воды, и более слабым планктерам спасения от него нет. Даже планктонная сеть, с помощью которой ученые собирают планктон для исследований, «оцироп-сису» не помеха. Несколько «мощных» ударов крыльями — и ловушка остается далеко позади.

РУКОКРЫЛЫЙ СТОРОЖ

Остров Праслен можно найти лишь на крупномасштабной карте Сейшелов. Тем не менее этот клочок суши размером всего в 40 квадратных километров имеет свои достопримечательности. Во-первых, это гигантские слоновые черепахи, среди которых немало «долгожителей», разменявших третью сотню лет. Во-вторых, встречающиеся только на Праслене пальмы, по преданию некогда росшие на дне океана и лишь с появлением людей вышедшие к ним на сушу. И наконец, летучая собака по кличке Пиу-Пиу — воспитанница сынишки хозяина маленькой гостиницы. Жан-Пьер подобрал ее крошечным «щенком» с перебитым крылом и долго

выхаживал. Когда она поправилась, Жан-Пьер стал обучать ее традиционной собачьей «профессии» — сторожить сад. И надо сказать, что Пиу-Пиу теперь прекрасно справляется со своими обязанностями: когда она вылетает на ночное дежурство, никто из диких сородичей даже и не пытается проникнуть в ее владения.

ИНДИКАТОРЫ-СМЕРТНИКИ

Смог смогу рознь. Одно дело — дымовая «шапка», висящая над крупными промышленными центрами, другое — повышенная, хотя и до поры до времени малоощутимая, концентрация в воздухе городов вредных веществ. Как определить зарождение смога, особенно самого коварного — фотохимического?

Японские ученые нашли надежный индикатор, предупреждающий человека об опасности. Точнее, не нашли, а вывели, ибо индикатор этот не что иное, как новый сорт бегонии, полученный в токийском Центре исследования изотопов. После шести часов воздействия смога на листьях растения проступают белые пятна. При повышенной концентрации химических веществ в воздушной среде пятна буреют, далее на пораженных местах появляются пузыри и, наконец, сквозные дыры. Что и говорить, индикатор надежный, только вот способностью к регенерации он, увы, не обладает. Раз «обличив» смог, растение гибнет. А вывести бегонию, у которой прожженные смогом дыры моментально зарастали бы, пока не удалось.

АВТОМОБИЛИ ПРОТИВ ЕЖЕЙ

С колько человек помнит себя на планете Земля, он постоянно сталкивался с безобидными, хотя и колючими, существами — ежами: они появились за десятки миллионов лет до людей. И вплоть до последнего времени особых конфликтов между теми и другими не возникало. Но только до последнего времени. По мнению западноевропейских зоологов, ежи вряд ли дотянут до будущего столетия, и виной тому именно человек, точнее, его детище — автомобиль.

Ежей чрезвычайно привлекают бетонные и асфальтовые дороги: они долго держат тепло, собирают тем самым всякую мелкую живность, и ночью здесь самое раздолье для охоты. Беда только: эти несносные двуногие вздумали пускать по «угодьям» воняющие бензином металлические тарахтелки, а у ежей против них, как и против любого врага, одно средство защиты: надо свернуться в клубок и выставить колючки. Только бензиновые чудовища почему-то не обращают на это ни малейшего внимания. И каждый год на дорогах гибнут тысячи и тысячи ежей.