Вокруг света 1977-12, страница 29

Вокруг света 1977-12, страница 29

торых я нахожу и свои давние интуитивные чувства по отношению к родному краю, меняющемуся на глазах. Эти положения уже легли в основу тщательно разработанного проекта. Я имею в виду «Схему комплексного использования бассейна реки Березины», составленную (Белгипроводхозом. В основу «Схемы» положена... вода — ценнейший, ничем не заменимый на планете минерал, без которого не может существовать ни одна отрасль народного хозяйства. «Прежде всего надо навести порядок с водой», — заметил главный инженер «Схемы» Михаил Дмитриевич Волов, рассказывая мне об этой работе. А разве не то же ощущал я, стоя на берегу обмелевшей до критического уровня речки Винец?

Но «Схема» построена не на чувствах — на точном расчете. Берется река со всеми ее притоками, весь водосбор. Подсчитывается,

сколько воды несут в себе ручейки, речки, кринички, озера. Подсчитывается, сколько воды необходимо всем, кто живет в водосборе реки, — человеку, зверю, птице, дереву, кустику, травинке, букашке... Мелиорация в бассейне реки Березины тесно увязывается с развитием хозяйства в 29 административных районах, где проживает 22 процента населения республики; плотность там в два раза выше среднереспубликанской. Далее. В бассейне Березины расположен Березинский заповедник, который надо обезопасить от воздействия осушаемых земель; крупные промышленные центры (Минск, (Бобруйск, Борисов, Жо-дино, Светлогорск) требуют много воды, активно влияют на окружающую среду и не могут ритмично развиваться без интенсификации сельскохозяйственного производства. Все это надо было увязать, определить допустимые, не вредные для природы размеры хо

зяйственной деятельности человека.

«Схема» предусматривает сохранение в естественном состоянии значительных площадей болот и заболоченных лесов — подсчитано что в таком виде они принесут больше пользы, нежели окультуренные. Главный упор сделан на интенсификацию сельскохозяйственного производства, на биологическое обогащение освоенных угодий, на рациональное устройство территории. Все это обеспечит высокий экономический эффект мелиорации.

Да, речки и ручьи не признают никаких границ, вода неделима. Каждая река связана со многими другими реками и символизирует собой неделимость полей и лесов Родины. Сейчас разрабатываются «Схемы» по рекам Припять, Сож, Западная Двина и другим. Вода— кровь земли, а река — артерия, на все четыре стороны света она несет жизнь.

новости Экологии

ВРЕД И ПОЛЬЗА ГИАЦИНТА

Родина водяного гиацинта — Бразилия, но за последнее столетие человек, сам того не желая, широко разнес это теплолюбивое растение почти по всем континентам. И создал для себя трудную проблему. Так, на реке Конго (Заир) гиацинт образует местами сплошной плотный «ковер*, препятствующий судоходству и мешающий поступлению кислорода в воду, что приводит к массовой гибели рыбы. В индийском штате Бен-галия гиацинт лишил средств к существованию тысячи рыбаков.

За пятнадцать лет, истекшйх с ^момента строительства крупной плотины Брокопонду в Гайяне (Южная Америка), «ковер» этих .водорослей и там покрыл более 30 квадратных километров поверхности водохранилища. Не лучше обстоят дела в Северной Америке. Завезенный в 1884 году на юг США одной любительницей, прельщенной его голубыми красивыми цветами, гиацинт вытеснил из рек Флориды многие другие ви-ды растительности, засорил водные пути, остановил течение ряда рек, погубил массу речных обитателей. С 1930 года отмече

но появление водяного гиацинта и в реках далекой Австралии.

Все методы борьбы с ним оказывались практически безрезультатными. Механическое уничтожение скашиванием малоэффективно. Гербициды, патогенные и паразитические организмы губят не только гиацинт, но и другие растения, а заодно и рыб. Более или менее оправдало себя разведение толстолобика, или белого амура, а также водного млекопитающего ламантина, активно поедающих заросли гиацинта. Но этот метод требует времени и времени.

Проблема оказалась столь серьезной и безотлагательной, что в борьбу с гиацинтом включились даже космические специалисты. Но и такой организации, как Национальное управление по аэронавтике и исследованию космоса США (НАСА), пришлось скооперировать . свои урилия с другим научным центром — Международным технико-хозяйственным исследовательским институтом в Аахене (ФРГ). Только тогда наметилось решение проблемы. И состояло оно в отказе от попытки тотально уничтожить гиацинт! Разумной оказалась совершенно иная стратегия: не бороться с вредным растением, а использовать его.

Ведь в чем сила гиацинта? В редкой способности быстро усваивать питательные вещества и непомерно увеличивать свою массу. А раз так, не могут ли плантации гиацинта стать источником кормов? Выяснилось — могут: скот охотно поедает приготовленный из гиацинтов силос.

Сила гиацинта еще и в его неприхотливости. Исследовали и это его свойство. Выяснилось, что гиацинт хорошо поглощает многие загрязняющие вещества, в том числе радиоактивные элементы, с трудом удаляемые из сточных вод при помощи традиционных средств. Выходит, и так его можно использовать.

Это не все. Измельченная и подвергнутая ферментации

(брожению) масса водяного гиацинта выделяет огромное количество горючего газа — метана (один гектар гиацинтовых зарослей способен дать топливо, эквивалентное 233—465 литрам бензина).

Специалисты НАСА уже разработали проект экспериментального предприятия по полной переработке и всестороннему использованию водяного гиацинта, который, таким образом, из вредного растения вскоре сможет превратиться в полезное.

27