Вокруг света 1977-12, страница 32Впервые в истории вичольские ребята сели за парты. Однако для мальчиков «курс наук» начинается еще в дошкольном возрасте с обязательного обучения стрельбе из лука. принято изображать в кино, и он вдруг почувствовал непонятную робость. Часа через два, когда вичолы с помощью Вуда и пилота кончили разгрузку, Рамон сказал Кеннету: — Вот уж никогда бы не подумал, что они смогут выдержать такой темп. Журналист смог лишь кивнуть, едва дыша, — с непривычки высота давала себя знать. Когда самолетик улетел, юноша, которого пилот называл Ми-гуэлем, сделал приглашающий жест Вуду и, не оборачиваясь, зашагал по петлявшей между скал тропинке. — Послушай, Мигуэль... — начал было он. — Меня зовут Матсуа, — прервал его юноша. — Матсуа?.. Но ведь... — Для «людей снизу» я — Мигуэль Чиварра. Но мое настоящее имя Матсуа, — повторил индеец. Позднее Кеннет узнал, что по-ви-чольски так называется широкий браслет из кожи, который носят стрелки из лука, или «человек, заботящийся о других». — Хорошо, Матсуа. Скажи, куда делись ваши люди из деревни? — Они ушли в Сан-Хосе. Скоро нужно сажать бобы и маис. Они будут просить у богов дождя. Чтобы выросла хорошая еда, надо много воды... Пока они шли к деревне, Мат-суа^Мигуэль спокойно и обстоятельно рассказывал тейвариси — чужеземцу — о вичольской агротехнике. Рассказ сопровождался громкой зажигательной мамбой: у одного из юношей был транзистор, вполне прилично принимавший Тепик, и он всю дорогу развлекал спутников музыкой и даже приплясывал на ходу. Давным-давно все вичолы, по словам Матсуа, жили в святой земле, которая называется Вири-кута, у подножия высоченной горы. Потом их стало так много, что еды на всех не хватало. Тогда Татевари — Дедушка Огонь, — его жена Бабушка Накаве — Богиня Жизни — вместе со своим сыном Тавесикуа — Отцом Солнцем — раздробили гору, а обломки рассекли быстрыми реками; так получились долины, куда смогли переселиться вичолы. И еще наказали боги, что не должны они селиться все вместе, чтобы не мучил их голод. Поэтому-то вичолы до сих пор живут на одиноких ранчо, иногда на расстоянии нескольких часов ходьбы друг от друга. Лишь там, где реки промыли долины пошире, несколько ранчо образуют кие-кари — маленькие деревни, та кие, как Санта-Клара. Под поля вичолы используют склоны, выжигая на них кустарник. На ровных или относительно пологих участках землю вспахивают деревянными плугами, в которые впрягают пару быков. Крутые склоны обрабатывают вручную, причем каждое кукурузное зерно или фасолину бросают в отдельную лунку, оставленную заостренным посохом. Так же сажают и тыквы. После этого все зависит от дождей: выпадет их много — будет хороший урожай. А вот короткие, пусть и сильные ливни в конце весны и начале лета не сулят ничего хорошего — вода стечет по склонам раньше, чем ее впитает земля. — В Сан-Хосе соберутся люди из многих-многих ранчо и кие-кари. Они будут молиться в туки — это вроде как у вас церковь — Бабушке Накаве и Матушке Воде, — закончил Матсуа. — Но как же боги услышат их? — осторожно спросил Вуд. Ему хотелось выяснить, насколько Матсуа верит в рассказанную легенду. — Об этом знает только мара-акаме Хиларио. — А кто такой мара-акаме? Юноша замялся, пытаясь вспомнить испанское слово: — Это тот, кто говорит с богами. — Значит, он колдун, заклинатель? — Да. И еще он лечит больных и вместе с друпими мара->акаме велит людям, что нужно делать. Это они сказала, чтобы у вичолов были школы. Журналист не поверил своим ушам: индейский знахарь-колдун, ратующий за школьное обучение! Оказалось, что организовать аудиенцию у мара-акаме проще простого: он остался в киекари Санта-Клара. — Почему же он не пошел в Сан-Хосе вместе с другими вичо-лами? — удивился Кеннет. — Хиларио очень стар, скоро, наверное, сто лет, и поэтому остался охранять священную пещеру. Вот показалась и сама «деревня» Санта-Клара: несколько сложенных из грубо обтесанных камней хижин с островерхими соломенными крышами, в беспорядке разбросанных на голом пятачке у подошвы горы. ...Ни снаружи, ни внутри дом Хиларио ничем не отличался от других вичольских хижин, которые успел осмотреть Вуд. Такой же плотно утрамбованный земляной пол с обложенным закопченными потрескавшимися камнями очагом посредине; вдоль дальней |