Вокруг света 1978-07, страница 53твердыми как скалы. Они почувствовали мощь неодолимую. Они уже были готовы для священной вспышки — возмездия. И вдруг — глухая пропасть: они снова стали ничем. Не хватило всего лишь воспламеняющее искры, молнии в небе, выстрела, блеснувшего кинжала, последнего клича, который повел бы их, исполненных силы, силы совсем еще не тронутой. Но магистр реки1 этому помешал. Он вскочил на стул и погасил молнию голосом твердым -и уверенным, священную вспышку, спокойствием своей строгой в черном костюме фигуры, как бы воплощавшей собой то, чем всегда был этот мир: — Праздник окончен, сеньоры. Спасибо всем. Ничего не сказали ни блед 1 Главный речник, «хозяин реки», являющийся также и главой плотогонов. (Примеч. пер.) ный Руис, воплощение животного страха всех тех, чья сила заключена лишь в деньгах; ни местный мэр -— бюрократическая кукла, призванная узаконить эту силу. Говорил всем известный, неизменный магистр реки, глава мужчин еще с тех времен, как горы поросли соснами и Тахо понес свои воды к морю, Перевел с испанского БОРИС СИМОРРА ПО СЛЕДАМ ЕРМАКА Передо мной лежат шесть серебряных древних монет. Сами по себе они не являются нумизматической редкостью — монеты с надписью «Князь Великий Иван» хорошо известны специалистам. Но для нас, археологов, уже много лет исследующих так называемое Ермаково городище — остатки укрепленного русского лагеря, расположенного на левом берегу реки Тагил, — они поистине бесценны. Ермаково городище издавна привлекало взоры исследователей. В 1770 году его описал академик П. С. Паллас. В 1910-м тагильский краевед и учитель М. Дмитриев со своими учениками проводил здесь любительские раскопки. В 1946 году рекогносцировочные работы на городище вел советский археолог О. Бадер. На следующий год сюда пришла экспедиция Нижнетагильского краеведческого музея под руководством Н. Кипарисовой. Раскопки этой экспедиции дали богатый и интересный материал, свидетельствующий о военном характере городища. Были найдены железный меч, короткий железный нож, форма для литья пуль и даже пуля, отлитая в этой «пулелейке», остатки боевого панциря, Обнаружены были также кремневый и железные наконечники стрел — свидетельства того, что Ерма ково городище подвергалось нападению. В целом все это утверждало предположения о том, что Ермаково городище было одним из опорных пунктов русского населения Сибири. Но вопрос — насколько это городище оправдывает свое традиционное название, действительно ли оно основано самим Ермаком? — однозначного, безусловного решения не имел. И вот эти шесть серебряных монет, открытых нашей экспедицией, позволили с полной уверенностью ответить на него утвердительно. Все они времени похода Ермака. Естественно, монеты Ивана Грозного для нас, исследователей городища, особенно ценны. Но и остальные находки, сделанные нашей экспедицией, чрезвычайно интересны для науки. Мы снова нашли пулю, ядро, железные наконечники копий и стрел мансийского и татарского типа, серебряные бляшки, железное кольцо с инкрустацией, железные ножи, кованые гвозди, обломки керамики. Кроме того, раскопками добыт материал, свидетельствующий о том, что на городище существовало железоделательное производство, — об этом говорят остатки домниц, куски шлака и чугуна, воздуходувные трубки, Весь этот неожиданно богатый материал, найденный в течение всего лишь одного сезона, вселяет уверенность, что дальнейшие раскопки, несомненно, принесут новые открытия, связанные с походом Ермака. А. И. РОССАДОВИЧ, начальник экспедиции НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ ТРИАЛЕТИ Еще в XIX веке археологи-любители А. Иоакимов и А. Грен писали, что в пещерах Южной Грузии, в горах Триалети, они видели «картинную галерею» первобытных людей. Однако с тех пор эту галерею обнаружить не удавалось. Многие исследователи даже склонились к мысли, что сообщение о ней — плод фантазии. И вот в прошлом году экспедиция грузинских археологов под руководством Ма-наны Габуния на скалах каньона реки Малый Храми под слоем мхов и лишайников обнаружила 4* этот потерявшийся почти на столетие наскальный музей древнего искусства. Исследователи увидели четкие контуры человека с луком и стрелой, лошадей, оленей, льва, лисиц. Древний художник высекал на каменных плитах не только реальные изображения, но и фантазировал — он рисовал двугорбую... лошадь, черепаху... на птичьих ногах. Рядом с отдельными фигурами соседствуют композиции. — Точно датировать возраст петроглифов, — говорит М. Габуния, — пока преждевременно, так как требуются дополнительные исследования. Ясно пока одно: по технике исполнения, стилю, содержанию композиций петроглифы «растянуты» во времени — от каменного века до средневековья. В этом году экспедиция грузинских археологов продолжает исследование уникальных петроглифов каньона Малого Храми. М. ВАХТАНГОВА г. Тбилиси |