Вокруг света 1978-08, страница 23

Вокруг света 1978-08, страница 23

нялся с доверчивым любопытством разглядывать окруживших его людей. При этом зверек время от времени смешно морщил розовый носик и шевелил усами, переводя взгляд с Пэриша на Картера и обратно.

— Стив, по-моему, наш поссум явно намекает на то, что ты забыл о своих прямых обязанностях. Займись-ка делом, пока ему не наскучила наша компания. Ведь если он начнет вырываться, хорошего кадра не получится.

Напоминание шефа заставило фотографа поспешно схватиться за аппарат.

— Послушай, Билл, а моя вспышка не перепугает его? Пусть уж Роб держит поссума покрепче, чтобы тот, случаем, не удрал, — попросил Пэриш, наводя объектив на зверька.

— Не беспокойся, никуда он не денется. Не тяни время, а то я сам отпущу это милое существо обратно в лес. Он уже и так Продрал и куртку и свитер, а теперь, кажется, собирается запустить когти мне в руку, — сердито проворчал Рассел.

К счастью, опасения Пэриша оказались напрасными. Поссум вообще никак не реагировал на вспышки блица, сохраняя невозмутимость кинозвезды, давно уставшей от назойливых фоторепортеров. Отщелкав три катушки пленки, Стив Пэриш предложил провести довольно рискованный эксперимент: посадить зверька на небольшое дерево у дороги, чтобы сфотографировать его в «домашней» обстановке.

— Если даже наш пленник и убежит, для выбора эмблемы у меня снимков хватит, — убеждал Пэриш. — Зато какие роскошные кадры можно будет сделать, когда он будет сидеть на ветке, а не на руке у Роба. Представьте только: «белопузик» принимает гостей. Это же настоящая сенсация!

В конце концов Билл Картер сдался. Рассел подошел к выбранному фотографом дереву и поднес поссума к нижней ветке. Зверек без долгих раздумий перебрался на нее, минуту-другую постоял, как бы решая, что делать дальше, а затем принялся тщательно причесывать шерсть, действуя когтями как гребенкой. Пэриш внизу чуть ли не подпрыгивал от восторга, лихорадочно снимая один уникальный кадр за другим.

Но вот «белопузик», видимо, счел, что достаточно привел се

бя в порядок и может еще немного попозировать, но теперь уже так, чтобы фотографии не выглядели искусственными, постановочными. Для начала он выгнул спину на манер рассерженного кота и мечтательно устремил взгляд своих глаз-пуговок куда-то вверх. Дав Стиву возможность отснять десятка два кадров, поссум ожил и стал обнюхивать листья вокруг себя. В этот момент он удивительно походил на привередливую хозяйку, пришедшую на рынок за покупками. Наконец зверек остановил свой вы^ бор на одном из листочков и принялся с удовольствием жевать его, изредка поглядывая на суетившегося внизу фотографа, словно проверяя, правильные ли точки для съемки находит тот.

Если туалет занял у поссума минут десять-пятнадцать, то показательная трапеза продолжалась больше получаса. Но рано или поздно всему приходит конец: на сей раз терпение у зверька и запас пленки у Пэриша кончились почти одновременно, иначе съемка могла бы затянуться на несколько часов. Оба они прервали свои занятия и стали в упор разглядывать друг друга.

— И кто только выдумал, что «белопузики» с плато Хербертон панически боятся людей да к тому же драчливы, — с широкой улыбкой произнес довольный Стив. — Во всяком случае, к нашему это не относится.

Фотограф протянул руку, намереваясь погладить милого зверька, и в ту же секунду с воплем, как ужаленный, отпрянул назад. На тыльной стороне ладони оста лись пять глубоких царапин. Поссум удовлетворенно фыркнул и с иронией посмотрел на Пэриша, как бы желая сказать: «Раз уж моя фотография нужна в качестве эмблемы Службы заповедников и охраны животного мира, так и быть, снимайте меня. Но фамильярности я. не потерплю».

Убедившись, что люди поняли его и не собираются больше отрывать от неотложных дел, «белопузик» лениво потянулся, а затем полез по веткам в густую крону дерева. Последнее, что видели участники экспедиции, был его пушистый хвост, которым зверек дружески помахал на прощанье, очевидно, приглашая приезжать в следующий раз, когда у него будет больше свободного времени.

По материалам иностранной

печати подготовила ЛЕВИНА

ЗАГАШИ ПРОЕКТЫ ОТКРЫТИЯ

КОГДА ВОЗНИКЛА ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ?

Украинские геологи, исследуя под электронным микроскопом пробы, взятые в пластах железных руд недавно открытой Ананьевской магнитной аномалии, обнаружили следы активной жизнедеятельности колоний древних бактерий, очень похожих на современные, которые вырабатывают железо. В руде были обнаружены также отпечатки водорослей. И если учесть, что возраст исследуемых руд определяется в 2,8 миллиарда лет, можно сказать: начало зарождения жизни на нашей планете отодвигается на сотни миллионов лет в глубь геологических эпох.

ЖИВАЯ РЕЧЬ XIII ВЕКА

Около тридцати древних надписей и свыше ста рисунков и символических знаков открыли болгарские ученые на стенах пещерных монастырей, высеченных в прибрежных скалах реки Бели и Малый Лом. Изображения коней, оленей, человеческих фигур, всадников, орудий земледельческого труда, оставленные в XIII—XIV веках паломниками, монахами, просто, видимо, окрестными жителями, — неоценимый исторический материал о быте, ремеслах и религиозных верованиях древних болгар. Особый интерес вызвали надписи, которые дают представления о живой, нелитературной речи тех времен, что позволяет еще глубже понять пути исторического развития болгарского языка и письменности.

ЗЕМЛЯ СТАНОВИТСЯ ТЯЖЕЛЕЕ

По подсчетам советских исследователей, на Землю ежегодно выпадает 40 тысяч тонн «космической пыли». Определенная часть этих осадков возвращается в космическое пространство, но тем не менее вес Земли из-за этого непрекращающегося «космического дождя» увеличивается. Данные расчетов показывают, что за последние 500 миллионов лет вес нашей планеты увеличился на 0,001 процента. А ведь известно, что от веса планеты во многом зависят динамика геологических процессов, чередование дня и ночи, течение времени и климат.

21