Вокруг света 1978-11, страница 42

Вокруг света 1978-11, страница 42

покрасоваться. С тех пор верблюд ждет обманщика и потому так пристально смотритч вдаль.

Тишина, простор, солнце, ветер, камни и пыльная твердая дорога...

Так вот что такое Гоби...

И вдруг Бавудорж запел. Когда машина подскакивала на камнях, голос его не вибрировал, а становился все сильнее, все шире. Даже не зная слов, можно было догадаться, что пел он про эту землю — песня была протяжной и просторной, как степь. Лицо его было задумчивым и отрешенным.

Я помнила другого Бавудоржа, который еще совсем недавно встречал нас в Алтае. Там он был по-городскому общителен, разговорчив и деловит; в его лице не было этой замкнутости —только приветливость и ослепительной белизны улыбка...

Мы прилетели в Гоби-Алтайский аймак из Улан-Батора после долгого разговора в Отделе охраны природы. Создан этот отдел был совсем недавно при Комитете по науке и технике Совета Министров Монгольской Народной Республики, и сам факт его создания говорил о многом. Намчин, исполняющий обязанности начальника отдела, и Бадам, сотрудник центрального Совета общества охотников МНР, нарисовали нам широкую картину природоохранного дела в стране. С 1972 года в Монголии начали принимать законы о воде, охоте, землепользовании, охране лесов. Страна стала членом Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Было создано Монгольское общество охраны природы и окружающей среды, и первичные ячейки его есть сегодня в каждом аймаке, каждом сомоне, в каждой ревсо-мольской организации. Многотысячной армии друзей природы предстоит в шестой пятилетке помочь специалистам освоить более 600 миллионов тугриков, выделенных на расселение диких животных, строительство очистных сооружений, на выращивание новых пастбищ, садов и лесов, на создание заповедников.

Планы планами, но есть уже конкретные дела и конкретные успехи. Действует наше с Монголией межправительственное соглашение о рациональном использовании и охране водных ресурсов бассейна Селенги. В Монгольском университете с помощью ученых из Иркутска открыта кафедра охотоведения; биологи-охотоведы очень нужны сегодня народному хозяйству. Создан научно-произ

водственный институт леса и охоты. В озере Хубсугул, на севере страны, акклиматизируют ондатру, омуля из Байкала, бобра. Разрабатывается Красная книга фауны Монголии.

В 1975 году было принято решение об организации Большого гобийского заповедника, крупнейшего в Монголии.

— Наш первый заповедник — гора Богд-ула — был создан в начале прошлого века, — сказал Намчин. — Но священной она считалась уже много веков... На сорока тысячах гектаров была запрещена всякая охота! В Большом гобийском — четыре с половиной миллиона гектаров...

Вспомнились рыже-зеленые горы под Улан-Батором и стадо маралов, рассыпавшееся по склону. Мы приехали в заповедник Богд-ула к вечеру, когда # малиновое ветреное солнце падало за Темную, изломанную линию гор, когда зажигались огни в долине Толы и красные точки телевышки уже взметнулись в небо рядом с загнутыми на углах крышами монастыря Гандан. А в двух шагах от монастырской стены текла своя вечная жизнь... Маралы поднимались по склону, уходили за гребень, и вдруг то здесь, то там раздавался их рев. Была осень — время гона. Сначала голос оленя казался тонким, визгливым, потом он становился грубее, ощутимее, тяжелее, и вскоре трубный глас наполнял горы...

— Большой гобийский заповедник, — объяснял Намчин, — уникальный природный эталон редких и редчайших животных, а также растений пустынь Заалтайской и Джунгарской Гоби. Однако, чтобы увидеть этих животных, вам надо побывать, пожалуй, не в самом заповеднике. Знаете, звери не выйдут вас встречать в день приезда — работники заповедника, и те месяцами выслеживают их... Вы поезжайте в Гоби-Алтайский аймак, в Халиун-сомон: там дирекция нового заповедника, биостанция и еще — первый в Монголии зоопарк, который создали сотрудники заповедника. У нас множество животных: аргали — горный баран, горный козел, джейран, косуля, кабарга, кулан, манул — дикий кот, хаптагай — дикий верблюд, росомаха, снежный барс, медведь-пищухоед, тарбаган... Да всех не перечислишь — Монголию не зря называют «музеем редких животных». И чтобы он не обеднел, надо постоянно охранять и восстанавливать численность редких видов. Это важно для нашей природы и, если хотите, для

природы всего мира в целом. Не случайно международные организации тоже выделили средства на работу Большого гобийского заповедника.

Так мы поехали в Халиун-сомон.

Бавудорж все тянет песню. Вдруг голос его обрывается:

— Смотри!

На краю просторного поля, у самой кромки горизонта, темнеют два пятнышка.

— Джейраны... Чернохвости-ки... — почему-то шепотом говорит Анатолий Рогожкин, мой спутник, журналист и охотовед.

Бавудорж с удивлением смотрит на Анатолия: так далеко, а рассмотрел, узнал... видно, хороший охотник.

— Вот бы сфотографировать, — вздыхает Анатолий.

В глазах Бавудоржа прыгает огонек.

— Чойжамца, — только успевает выдохнуть он, как машина резко сворачивает с дороги и мчится через поле напрямую к темнеющим точкам.

Теперь и я могу разглядеть изящные силуэты животных, их черные короткие хвосты. Джейраны мирно щиплют траву, и вдруг — только подняли головы — животных словно ветром сдуло. Легко выбрасывая ноги, они бегут по склону горы.

— Давай влево, жми на гору! — Бавудорж весь как пружина, глаза прищурены, губы пересохли от волнения.

«Газик» карабкается на склфн, мелькают черные россыпи камней с пучками красной сухой травы, отвесные склоны, пересохшие русла рек — джейраны уходят. И снова камни, отвесы, перевернутое небо, черные марсианские россыпи... Джейраны уже на другом склоне, они бегут, по-прежнему легко перебирая ногами...

Шофер устало сел на камень. Бавудорж лег на землю, широко раскинув руки. Охотничий азарт, напряжение йогони медленно покидает его.

Как легко Молчать здесь, в степи, среди этих просторов... Как естественно петь здесь... Скакать на быстрой лошади, подставляя лицо ветру... Простор — душа Монголии, и безбрежность этой земли, ее вольность, ее суровое и неторопливое течение — все, кажется, отпечаталось в несуетном, но азартном, молчаливом и сильном характере живущих здесь людей. Эти просторы — их дом, и неудивительно, что с давних времен в стране существуют традиции,

40