Вокруг света 1979-02, страница 33пока его центр находится здесь, в Паданге. — Скажите, а как мне попасть па Сиберут? — Трудно, но я попробую вам помочь. Абрар вышел из комнаты и вернулся только через полчаса. — Идите в порт и спросите капитана Муара. Возможно, он согласится доставить вас на Сиберут. Муар, капитан крошечного суденышка с гордым названием «Рад-жавали» — «Орел», оказался совсем молодым парнем. Без лишних слов он излагает свою «программу»: за тридцать пять тысяч рупий он доставит меня на остров и обратно. Я соглашаюсь. — Тогда идите на рынок и купите побольше листового яванского табака, — советует Муар. — Он дешевый, зато крепкий, его ментавай-цы очень любят. У них ведь курят все — от младенцев до древних старух. Еще купите леденцов и цветного батика. Для подарков. Вечером господин Абрар появляется в моем номере со скромно одетым молодым человеком. — Мой брат Мухтар, — представляет он спутника. — Только сегодня приехал из Медана. Учится там в университете, специализируется на изучении жителей архипелага Ментавай да к тому же составляет словарь их языка, — Абрар ободряюще похлопывает брата по плечу. — Не могли бы вы взять меня с собой? — нерешительно спрашивает Мухтар. — Я бы вам пригодился... — Конечно, возьму, — поспешно соглашаюсь. — А вы уже бывали на этом архипелаге? — Три раза. Два раза даже матросом нанимался. Но чтобы узнать тамошнее население, этого мало. Думаю после университета попробовать устроиться в администрацию на Сиберуте. — А что значит «Ментавай»? Мой будущий спутник смеется. — Первый вопрос, и будущий специалист в тупике. Видите ли, одни говорят, что оно произошло от соединения слов «ама» — «отец» и собственного имени Таве, как звали якобы первого человека, прибывшего на Сиберут. Аматаве постепенно превратилось в Ментавай. Но я в это объяснение не очень верю. По второй версии название было дано архипелагу голландцами, которые впервые появились там в 1608 году и, как всякие завоеватели, захватив заложников, стали требовать золото. Жители островов понятия не имели о нем, но, завидев необычно одетых, непохожих на них людей, кричали соплеменникам: «Мян ита ой!» Голландцы и окрестили архипелаг Ментавай. А возглас означал лишь предупре ждение: «Спасайся!» Сами жители называли себя просто «аспи» — «живущие, люди»... ...День выдался пасмурным. Справа по борту над пенными гребнями волн возникает темная полоска, по мере приближения меняющая цвет на ярко-зеленый. Почти к самой кромке прибоя подступают заросли мангров и толстенных саговых пальм. Муар осторожно ведет своего «Орла» к низкому берегу. Наконец он стопорит машину, сбрасывает якорь, и суденышко замирает. Тут же из устья небольшой речушки выскакивает больше десятка лодок разных размеров и устремляется к нам. Муар делает знак хозяину самой большой из них. — На ней поплывете к берегу, нам ближе не подойти. Я забираю самое необходимое — фотоаппаратуру, продукты, сумку с подарками — и начинаю цирковой номер: высадку в пляшущую на волнах лодку. Ментавайцы долбят суденышки из толстых деревьев, заостряют нос и корму, совершенно не беспокоясь о киле. Поэтому лодка, оставшаяся фактически все тем же огромным круглым бревном, ведет себя соответственно. Нужно артистически владеть единственным веслом, чтобы удерживать равновесие да еще заставлять ее двигаться вперед с довольно большой скоростью. — Ментавайцы верят, что все, что есть на земле, — живое и неживое — имеет свою душу, — рассказывает Мухтар, хотя меня больше волнует, доплывем ли мы до берега. — Если у ментавайца начинает протекать лодка, это отнюдь не означает, что она рассохлась или «Танцевальная площадка» на деревенском мосту. сгнила. Нет, просто душа покинула лодку. Дом подмыло ливнями, и эн развалился — душа ушла из дома. Стрела или лук сломались на охоте — душа ушла из них... Наконец-то наша пирога ткнулась носом в песок, мы выходим на берег, где собралось уже много жителей деревни. Люди одеты, кто в набедренные повязки, кто в шорты или кусок полотна, обернутый вокруг талии. Да и полицейский — первый представитель власти, встретивший нас, был бос, но с пистолетом на боку. Он долго вертит документы, потом предлагает проьо-дить к комиссару полиции. В глинобитном домике, куда ivbi идем по узкой тропинке, сопровождаемые всеми, кто был на берегу, нас ожидает комиссар полиции района Али Мохтар, человек с добродушным лицом, расплывшимся в улыбке. На комиссаре красная рубапыа навыпуск, под ней ремень с пистолетом. Еще двое парней заходят в комнату. У них тоже пистолеты. — Что, здесь опасно? — спрашиваю комиссара. — Ничего подобного, — опять улыбается он. — Пистолеты просто положены по форме. В случае чего, они не помогут. У здешних жителей оружие посильнее — отравленные стрелы. Никакой доктор не спасет. Я прошу рассказать о районе, его жителях. — Район трудный, — говорит комиссар уже серьезно. — Деревни разбросаны, дом от дома далеко. |