Вокруг света 1979-12, страница 17

Вокруг света 1979-12, страница 17

лесным тропам Свазиленда в сторону деревни Лохитехлези идут юноши. В этой деревне, • по преданьям, жил когда-то король Нгвана II. Никто не знает, был ли когда Нгвана I, потому что во всех легендах и ритуальных песнях история свази начинается с времен правления Нгвана И. Его чтут как основателя нации, а деревню Лохитехлези — как колыбель государственности свази.

Когда наступает полнолуние, юноши, собравшиеся в деревне, выстраиваются в длинную шеренгу и ночью совершают 40-километровый марш-бросок к горе Гунундвуни. Днем они отдыхают. Но вот на небе появляется полная луна, и старейшины приказывают юношам резать ветки священной акции лусеквены.

Еще до утренней зари, взвалив на плечи охапки потяжелее, юноши направляются в Лобамбу и с первыми лучами солнца вносят ветки в королевский крааль. Этим, собственно, и начинается праздник инчвалы. Весь день юноши будут выметать красный земляной пол королевского хлева и посыпать его листьями лусеквены.

Перед заходом солнца начинаются танцы. Женщины пляшут в восточной части крааля, мужчины — в зат падной, пока на небо не выкатит полная луна. Когда два полукруга смыкаются, как бы образуя «полную луну», королева-мать, облаченная в желтое одеяние, призывает луну ниспослать их земле дожди и плодородие в наступающем году.

Появление ингвеньямы служит знаком к прекращению танцев. Король-лев раздает плевки — монаршее благословенье — подданным, а затем усаживается в кресло, устланное львиными шкурами. Губернаторы затягивают песню, и ее подхватывают присутствующие.

Эти песни — неисчерпаемый источник сведений о прошлом а-ма-нгва-не, изобилующий не только историческими фактами, но и точными датами.

В одной из песен воздавалась хвала Нгвана II, в другой рассказывалось о том, как его внук Собхуза I основал королевский крааль Лобамбу и выиграл сражение с воинами великого зулу Чаки, в третьей воспевались подвиги короля Мсва-ти I, который в середине прошлого века сплотил все племена а-ма-нгва-не и создал королевство, территория которого в два раза превосходила нынешний Свазиленд.

...Но вот заунывная мелодия маримб возвестила о наступлении колониальных войн. Это был период междоусобиц, соперничества в борьбе за престол. В легенде повествовалось о том, как англичане и буры прибрали к своим рукам земли а-ма-нгване «при помощи закорючек» — подписей, которые вожди свази ставили под договорами, подсунутыми им европейцами.

В 1921 году Собхуза II вступил на престол, а на следующий год по всей стране началось движение, которое в песне называется «один цент на дорогу ингвеньяме». Каждый свази должен был внести хотя бы один цент на авиационный билет до Лондона. Там молодой король надеялся договориться о возвращении свази их земель. Но вернулся он оттуда ни с чем.

...Бешеная дробь тамтамов и всеобщее ликование. Это поют хвалу 1968 году, когда Свазиленд получил независимость. Ингвеньяма спускается в круг танцующих и раздает направо и налево королевские плевки...

На следующий день поутру тысячи людей собираются у нхламбело. Как только солнце достигает зенита, из ворот выпускают разъяренного черного быка. Он несется на толпу, а наперерез ему бегут юноши. Одни на полпути останавливаются в нерешительности, другие бросаются прямо под копыта свирепому животному, виснут на его рогах, пытаются взобраться на спину.

Наконец обвешанный десятками парней бык утихомиривается. Самые храбрые загоняют его в королевский хлев. Теперь их зачислят в королевскую охрану, и всю жизнь они будут носить набедренную повязку из шкуры леопарда — символ доказанного мужества.

Исступленно бьют тамтамы. Огромную площадь крааля заполняют воины-свази в национальных костюмах. Главная деталь их нарядов — нечто вроде гетр из распушенного козьего меха, закрывающих ногу от ступни до колена. Колышутся черно-красные короткие юбки. Качаются в руках длинные ассегаи. Издавая устрашающие воинственные крики и дико вращая глазами, они прыгают, выбрасывая вперед то правую, то левую ногу. Вот они выстроились в шеренги и, выставив вперед аосегаи, начинают наступать на невидимого противника. «Тыки-тыки! Уф-уф-уф!» — в такт барабанам кричат воины. «Тыки-тыки! Уф-уф-уф!» И снова прыжки...

Неожиданно стихают тамтамы, из королевской хижины выходит ингвеньяма. Он проходит мимо склонивших головы царедворцев, мимо застывших воинов и останавливается около черного быка. Удар обоюдоострой панги, поистине достойный короля-льва! Сраженное животное беззвучно падает к ногам ингвеньямы.

«Он его заколол!» — возвещают знахари-тиньянга. «Он его заколол!» — подхватывают все. Новость, словно эхо, передается за изгородь крааля.

Это своего рода призыв ко всем свази всадить нож, в зависимости от их достатка, в черного быка, козла или на крайний случай черного петуха. Убивая черную животину, они

как бы расправляются со всеми неприятностями уходящего года. Пройдет час-другой, и над всеми хижинами Свазиленда в небо потянутся струи голубого дыма: хозяйки начинают печь «красный пирог», заправленный кровью только что убитого «черного зверя». Он будет главным угощением новогоднего стола.

Собирают бычью кровь и на площади у королевского крааля. Тинь-янга используют ее затем для приготовления ритуальных лекарств, мазей. Юноши разделывают тушу, лучшие куски они откладывают для предстоящего пиршества, а остальные предназначаются, чтобы задобрить духов предков. Кости быка тоже не пропадут: знахари изготовят из них снадобья. К вечеру посреди нхламбело остается лишь залитая кровью черная бычья шкура.

Инчвала отмечается широко и открыто, на нее приглашаются правительственные делегации и аккредитованные в соседних столицах послы тех государств, с которыми Свазиленд не поддерживает дипломатических отношений. Кроме того, на эти дни в Лобамбу съезжается до 10— 15 тысяч туристов.

Без разрешения соответствующей правительственной организации снимать кино и делать фотоснимки основных моментов церемонии 'запрещаемся. Однако стоит внести в фонд организации надлежащую сумму, как вам выдают, разрешение пользоваться фотоаппаратом. Заплатите в три раза больше — можно снимать и кино.- Так что с экономической точки зрения «танцы на высшем уровне» вполне оправдывают себя.

Индловукати и принцессы обносят гостей подносами с кусками «красного пирога», предлагают отведать местного пива. Если попросить, они с удовольствием сфотографируются с туристами.

Свазиленд в шутку называют единственной в мире «двуглавой» монархией. Действительно, и традиционное право свази, и конституция предоставляют как королю, так и королеве-матери равные возможности в управлении государством. Сталкиваясь вместе на одной тропе, лев и слониха обычно не склонны уступать друг другу.

Были, рассказывают, в истории Свазиленда смутные времена, когда король и королева-мать отчаянно боролись за право первого голоса в своей стране. Тиньянга и колдуны а-ма-нгване непосредственно подчинены королевам, и те приказывали подсыпать в монаршьи яства ядовитые снадобья, ворожили на династических тотемах, моля богов отправить монарха в мир предков. Короли, со своей стороны, посылали войска громить сторонников королевы и стремились подорвать ее авторитет.

Наконец было созвано гигантское

15