Вокруг света 1980-03, страница 66

Вокруг света 1980-03, страница 66

ВЛАДИМИР МИХАНОВСКИЙ

ПОСЛЕДНЕЕ ИСПЫТАНИЕ

Авторитетная комиссия принимала у киберкомпании «Уэстерн» только что завершенный УЭМ — Универсальный Электронный Мозг...

«УЗМ — последняя вершина технической мысли», — кричали газеты, отхватившие за рекламу .солидный куш. «УЭМ решает не более чем за минуту любую логическую задачу», — вещали броские заголовки. А одна влиятельная газета через всю первую полосу напечатала огромными литерами: «УЭМ— чудо из чудес!» «УЭМ может все, — говорилось в статье. ■— Варить сталь, воспитывать ребенка и прокладывать курс космического корабля. Спешите приобрести (надежного электронного друга», — заключала газета...

К концу испытаний изобретательность членов комиссии иссякла. Все шло как по маслу до тех пор, пока...

С краю стола, за которым восседала комиссия, примостился сухонький старичок в строгом смокинге. Казалось, он дремал под монотонные вопросы членов комиссии ,и столь же монотонные ответы электронного чуда.

— Больше вопросов к объекту «нет? — спросил наконец председатель. — В таком случае разрешите считать,, что... ^

— Одну минуту, — перебил его старичок, встрепенувшись. — Простите... У меня есть еще один тест для УЭМа. Так, пустячок.

Директор «Уэстерна», сидевший рядом с председателем, поморщился. У могущественной Компании были давние счеты с этим въедливым Старичком, и теперь директор >не без оснований ожидал со сторсшы противника какой-нибудь каверзы.

— Пожалуйста, — нахмурясь, разрешил председатель.

— Благодарю вас, — церемонно поклонился старичок. — Моя задача предельно проста. Она формулируется так: на кухонном столе стоит пустой чайник. Имейся также плита, дрова и спички. Вопрскг. как построить логическую £хему, по которой можно вскипятить воду?

Монументальное сооружение, сверкающее никелем и плексигласом, несокрушимым бастионом возвышалось перед помостом, на котором расположились члены комиссии.

После вопроса старичка внутри бастиона что-то презрительно загудело, замигали разноцветные лампочки, затем -бесстрастный голос, идущий из недр сооружения, четко ответил:

— Алгоритм решения задачи таков: снять чайник со стола, залить его водой, поставить яа плиту. Затем положить в плиту дрова и разжечь их с помощью данных опичек...

р jts — Великолепно! — восхитились члены комиссии, бросая победные взгляды й$ старичка.

— Тогда позвольте еще вопрос, — кротко произнес старичок: — Видоизменим условие. Чайник уже налит водой и стоит на плите. В плите лежат дрова. Есть и спички. Задача та же — вскипятить воду.

Бастион тревожно загудел, что-то в нем щелкнуло, кашлшуло, засипело, и по прошествии Пятидесяти четырех секунд голос, в котором сквозь преж-#*|иою бесстрастность пробивались нотки скрытой, гордости, сообщил решение: " — Чайник смять с плиты, вылить из него воду и доставить нд стол. Затем вынуть дрова из плиты, а использованные спички вложить обратно в коробок. Тем самым мы упростим данную задачу, сведя ее к предыдущей, решений которой уже известно: снять чайник со стола, залить его водой, поставить на плиту...

Бастион умолк.

— Больше вопросов к УЭМу не имею, — еще более кротко произнес старичок и обвел растерянные лица членов комиссии взглядом, в котором светилось торжество.

В номере использованы фотографии из журналов «Атлас» (Франция), «Нэчрл хистори»

(США), «Нэшнл джиогрэфик» (США).

--

Наш адрес: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., 5а. Телефоны для справой: 285-88-83; отделы: «Наша Родина» — 285-89-83; иностранный — 285-89-56; науки — 285-89-38; литературы — 285-80-58; лисем — 285-88-66; иллюстраций — 285-89-36; приложение «Искатель» — 285-80-10.

© «Вокруг света», 1980 г.

Сдано в набор 03.01.80. Подп. к печ. 08.02.80. А02611. Формат 84xl08Vie. Печать офсетная. Условн. печ. л. 6,72. Учетно-идд. л. 11,8. Тираж 2 800 000 экз. Заказ 2286. Цена 70 коп. -Типография ордена Трудового Красного Знамени ЦК ВЛКСМ ^Молодая гвардия». Адрес издательства и типографии:

изд-ва

; t

103030, Москва, К-30, Сущевская, 21.

КОГДА НЕ БЫЛО КРУГА

Д окрлумбова Америка не знала колеса, а следовательно, и гончарного круга. Да и самих гончаров здесь не было. Мы имеем в виду гончаров-профессионалов, ремесленников, добывающих хлеб свой насущный изготовлением кувшинов, горшков и блюд. Но керамика тех давних времен, сохранившаяся отлично в большом коли* честве, по сей день восхищает разнообразием форм. Человеческие головы, звери — реальные и фантастические, рыбы и птицы, рыбо-птицы, змее-ягуары — это лишь самое начало длиннейшего списка керамических сюжетов древнего Перу.

Скорее всего, считают специалисты, потому и получился у индейцев столь разнообразный набор глиняных изделий, что неведома им была высокая гончарная техника, при которой мастер крутит В день десятки одинаковых, идеально круглых горшков.

Если сказать перуанской или эквадорской индианке, что она изготовляет свои горшки «методом налепа жгутов», она вряд ли поймет, о чем разговор. А между тем именно так называют в науке тот доколумбов метод, которым они по сей день изготовляют всю нужную в згак зяйстве посуду. Ассортимент посуды небогат: миски-«мука*1уа» и горшки-«тнна-ха». Лепит их индейская женщина по мере необходимости, потому н не нужен ей такой сложный станок, как гончарный.

Глину замешивают покруче, чём у гончара-крутильщика, и вырезают из нее плотные полосы одинаковой длины. Индианка туго скручивает первый жгут спиралью, приглаживает зазоры, и получается дно будущей посуды. Виток следующего жгута — основание стенок — закручивают в обратном направлении;' на правление меняют с каждым следующим «этажом».

Тончайшие щелочки приминает н замазывают. N

Когда стенки сосуда выросли наполовину, изделие оставляют чуть-чуть подсохнуть, а потом выравнивают края. И снова ложатся плоские глиняные колбаски: виток туда, виток обратно. Так и выходит горшок, прочный и тонкостенный.

Целый день его просушивают на солнце, покрывают потом растительным соком «куайки» — на него отлично ляжет краска — и опять ставят на день на солнце. Внутрь горшка кладут круглый раскаленный булыжник — он отдает свой жар внутренней поверхности. От руки посудину расписывают минеральными красками, разводят сильный огонь и ставят туда. Краска схватывается с покрытыми соком стенками навечно. Хотите — будет мукачуа или тинаха круглыми (почти круглыми), хотите — квадратными. Можно выложить жгуты самым хитрым и фантастическим образом. Так и получались звери, птицы, люди и химеры. А разве легко переделать мягкий еще горшок с гончарного круга? Сама технология задала здесь одну форму — круглую. Без той изысканной асимметричности, которая свойственна индейским изделиям и приводит в восторг знатоков.

В Кито, эквадорской столице, возвращающиеся с базара индианки подолгу стоят перед витринами посудных лавок.

— Смотри, Пакита, какие тарелки ровные, не то, что наши кособокие!

— Не говори, Анна-Мария, были бы деньги — все бы купила! Да на свою хоть тратиться не надо...

Л. ольгин