Вокруг света 1980-03, страница 65ДИСКО-БОЛЕЗНИ Американские врачи, собравшиеся на медицинском конгрессе в городе Детройте, поразили аудиторию «открытием» двух новых заболеваний, названных «диско-ноги» и «диско-пальны». Доктора давно уже регистрировали ;Аалобы пациентов на странную отечность ног и пальцев рук. Картина прояснилась, лишь когда обнаружили связь между новыми болезнями и дискотеками. Любители диско-музыки способны танцевать без перерыва многие часы, постоянно прищелкивая пальцами, а это без следа не проходит. Болезни, впрочем, не смертельные, и путь к выздоровлению прост: танцевать, но не до упаду. ЧТОБЫ НЕ УКОЛОТЬ ПАЛЬЧИК Никто не может сказать определенно, когда наперсток появился впервые. Однако известно, что в средние века уже были мастера, занятые исключительно производством этих вещиц. От тех времен до нас дошли изящные, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой шедевры. Старейшие сохранившиеся до нашего времени наперстки делались из золота. Позднее их изготавливали из позолоченного серебра или бронзы, но цвет традиционно оставался желтым: чтобы на его фоне можно было лучше различать движения серебристо-белой стальной иглы. В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Швабии (Германия) изобрел универсальный станок, на котором можно было делать наперстки любого вида и размера. Изобретение запатентовали, и вскоре было начато массовое производство наперстков. Позже тайна станка проникла и в другие страны, а некий французский промышленник начал широкую рекламную кампанию, обещая выпуск 14 видов наперстков из золота, серебра и бронзы любого размера. В конце прошлого века наперстки стали широко использовать в коммерческих целях: на них граверы наносили рекламные названия фирм и отдельных изделий. Нехитрую швейную принадлежность продавали и в качестве сувениров. Но вот широкое распространение получила швейная машина Зингера, слава наперстка упала, и все же он доныне верно несет свою незаметную службу. ТЕАТР НА ВОДАХ Бродячие комедианты всегда возили и носили с собой (а большей частью — на себе) весь свой нехитрый скарб: ширмы, коврики, бутафорию и прочее. Ныне буквально все виды современных транспортных средств используются для перевозки куда более сложных конструкций и декораций, и даже самые изощренные сценические решения переносятся на театральные подмостки других городов и государств. Но пытался ли кто-нибудь переносить сами подмостки? И даже целиком театральные помещения? Оказывается, еще в XVI веке по каналам Венеции плавали небольшие театрики на плотах, причаливали к берегам и «доставляли на дом» театральные зрелища. Эти традиции ныне возрождаются. Организаторы венецианского Биеннале Теат-ро под руководством известного режиссера Маурицио Скапарро создали огромное, 25 метров в высоту, плавучее сооружение, напоминающее, как пишет газета «Уни-та», то ли швейцарский жилой дом, то ли здание цирка. Центральная часть плавучего театра как его назвали, «Театра мира» — башня под купольной крышей. Здесь размещаются главная сценическая площадка, две широкие симметричные лестницы, на которых могут разместиться 250 человек, два балкона для 30 человек каждый, а выше — еще один, «служебный», балкон. На высоте 15 метров пристроена терраса, с которой просматривается вся Венеция. В ноябре прошлого года «Театр мира» бросил якорь у Пунта делла Догана, где состоялось первое представление. V «ВОКРУГ СВЕТА» 50 лет НАЗАД КИТ ИСЧЕЗАЕТ С каждым годом китов становится все меньше и меньше. Китобойные суда уже не возвращаются с такой богатой добычей, как раньше. Кит те перь считается редкостью, охота на него не так уж выгодна. На это жалуются все промышленники. В этом виноваты прежде всего они сами. Если китов стало гораздо меньше, то причиной этому — хищническая охота. В Сев. Ледовитом океане еще действуют кое-какие ограничительные законы, но в Южном Ледовитом океане таких законов вовсе нет. Ежегодно целые флотилии, преимущественно норвежские, выходят в плавание. Несколько месяцев они охотятся на китов, добыча перерабатывается на месте, на специальных судах. Для промышленников нет никаких запретов. Они убивают даже самок с маленькими детенышами. Исчезновение китов — прямой ре зультат такого «хозяйничанья». БОТАЛА НЕ ДЛЯ КОРОВ Белая рубаха, красный жилет, серые или желтые кожаные штаны, белые вязаные чулки и туфли с пряжками... Этот традиционный костюм зеннов — швейцарских пастухов — был точно таким же и сто и двести лет назад. Даже традиционное украшение осталось прежним: на серебряной цепочке для часов висит брелок-оберег — маленький табурет, каким обычно пользуются пастухи при дойке коров. Теперь, правда, пастухи носят этот наряд лишь по праздникам, например, в день выгона стад на альпийские луга. Ранним утром зенны торжественно прогоняют стадо через деревню. Шествие сопровождается звоном бубенцов и бо-тал, привязанных к шеям коров. Самые большие ботала пастухи несут сами. Они будут нужны в горах, особенно когда придет время покидать пастбища. Перед возвращением домой зенны устраивают шумный праздник «барилотто» — «сборище ведьм» — с криками, звоном, песнями, хлопаньем бичей. Тут-то и пригодятся самые громкие ботала: их звоном пастухи «провожают» духов Альп на луга, где те будут обитать всю зиму, задабривают их. Ведь, по народным поверьям, от настроения этих духов зависят и горные обвалы, и лавины в зимнее время. Рисунки В. ЧИЖИКОВА 65
|