Вокруг света 1980-04, страница 33

Вокруг света 1980-04, страница 33

СЛОЖНЫМ ФАРВАТЕРОМ

было не так уж далеко. Это чувствовали все. Я верила, что у Кубы будет свой флот, и, конечно же, хотелось прийти на него, владея морской специальностью. Трудно даже передать, как я была огорчена, когда в училище мне категорически отказали. И все же решила не отступать. Пошла в профессиональное объединение работников флота: там были подготовительные курсы. Как горячо я убеждала, что твердо решила избрать морскую специальность! Напрасно. Мне ответили так: «Можете внести 200 песо и вступить в наше объединение. Но права работать на судах, вы, женщина, не получите». Я едва сдержалась, чтобы не сказать, что в горах Сьерра-Маэстры вместе с мужчинами отважно сражаются и женщины...

А потом наступил незабываемый январь 1959 года, когда ликующая Гавана встречала «бородачей» Фиделя Кастро. Водоворот событий целиком захватил Орхидею. Как и тысячи молодых кубинок, она участвует в организации первых женских комитетов.

Орхидея Перес навсегда запомни

ла слова партизанского командира Че Гевары, которыми он напутствовал девушку на церемонии приема добровольцев в женские отряды народной милиции.

— Наша революция — это революция молодых, — сказал он. — Мы должны сами учиться и учить других. Ты берешь такое обязательство перед (революцией?

— Конечно, команданте!

— Тогда успехов тебе, Орхидея...

Получая форму «милисиано» у

стола, поставленного на раскаленный асфальт прямо посреди улицы, Орхидея и не предполагала, что сделала первый шаг к осуществлению своей мечты. Когда на Кубе был объявлен «Год просвещения» — борьбы с неграмотностью по всей стране, ей предложили вступить в ряды «бригадистов», как называли тех, кто вел курсы кубинского «ликбеза».

— Куда ты хочешь получить направление? — спросили Орхидею Перес члены комиссии, распределявшие «бригадистов» по провинциям.

— На флот, — не задумываясь, ответила она.

— Но ведь рыбаки не сидят на берегу, тебе придется выходить с ними в море. Рыбацкие суда не океанские лайнеры, всякое может быть...

В конце концов комиссия направила девушку к рыбакам в Гаванский порт. Судно, на которое она получила назначение, оказалось небольшой моторной шхуной «Ламб-да-18» с экипажем из десяти человек. В управлении порта Перес предупредили, что утром шхуна уходит на ло® черны и серручо в Мексиканский залив. Боясь опоздать, Орхидея почти не спала в ту ночь, и, когда первые лучи солнца вспыхнули на верхушках мачт стоявших у причалов судов, она спрыгнула на пропахшую рыбой палубу «Ламб-ды-18». Проверявшие и укладывавшие ручные спереметы рыбаки с удивлением рассматривали неожиданно появившуюся молодую женщину в плотной мужской куртке и грубых рабочих брюках со стопкой тетрадей и учебником в руках.

— Я ваша учительница, зовут меня Орхидея. Буду учить вас читать и писать, — храбро представилась она.