Вокруг света 1980-05, страница 55разработан в Колумбии или Центральной Америке, что подтверждается большим количеством здесь литых изделий. Метод «потерянный воск», однажды постигнув, мастер механически повторял заново. От златокуз-неца требуется знание поведения металла и сплавов при литье, но сам процесс не требует сверхтонкой ручной работы, как при прямой обработке золота. Успех в литье зависит от разных причин: от однородности сплава, сложности самой формы отливки, от того, насколько легко расплавленный металл зальет всю форму, от скорости заливки, чтобы избежать охлаждения расплава, прежде чем все пустоты формы заполнятся. Если изготовляемый предмет был полым или с отверстием на обороте, его изготовляли методом «потерянный воск». Из смеси глины и древесного угля лепили «стержень» в форме отливаемого предмета и покрывали его слоем пчелиного воска. Слой воска протыкали в нескольких местах бамбуковыми или деревянными палочками, чтобы дать выход газам и чтобы заготовки не сдвинулись во время заливки. Размер и количество распорок варьировались в зависимости от опыта и предвиденья мастера: в одних моделях использовались три, в других — тридцать шесть палочек. Формы покрывали наружным слоем глиняной смеси, сушили и заливали в форму металл. Когда отливка остывала, внешнюю форму разбивали и снимали распорки. Дырочки, оставшиеся от палочек, забивали металлическими проволочками. Рубцы, полоски, образованные такими «починками», тщательно зашлифовывав. Ну и наконец — если это требовалось — выскабливали остатки внутреннего стержня. Так изготовили булавку из Кимбайи; она не только была отлита за несколько приемов, но каждую отливку сделали из особого сплава, чем достигли удивительного цветового эффекта. При изготовлении стандартных предметов вырезали матрицы из мягкого сланца. Большинство найденных форм имеет вид параллелепипеда с раздыми орнаментами на каждой стороне. Если рисунок «снашивался», эту грань гравировали заново. Эти матрицы использовались для изготовления форм, выдавливая оттиск на мягкой глине. Когда глина высыхала, полости заполняли воском. Этими моделями пользовались при производстве бус для ожерелий и жертвенных статуэток, называемых танхос; порой изготовлялись целые восковые «простыни» для формовки мелких элементов вместе с крупными. Так,. нагрудные пластины делали вместе с серьгами-подвесками. Обработка поверхности золотых изделий варьировалась от места к месту и зависела от назначения изделия. Жертвенные предметы не от делывались вовсе. В то же время вещи, предназначенные для длительного пользования — кулоны, символические орнаменты, предметы домашней утвари, — тщательно полировали, шлифовали и золотили. Веками доколумбовы ювелиры золотили свои изделия еще и для предохранения вещиц из тумбага от быстрого окисления медных составляющих этого сплава. Конкистадоры ошибочно полагали, что индейцы золотили изделия из сплавов, чтобы выдать изделия за золотые. Они сетовали, что добытая ими племенная дань и награбленные у индейцев предметы лишь выглядят золотыми, а в действительности — из сплавов меди: тумбага ценился испанцами очень невысоко. Грабители-конкистадоры и следовавшие за ними охотники за сокровищами переплавили неисчислимые сокровища доколумбовых золотых изделий, практически не оставив даже описаний уничтоженного. Но археологи, изучавшие исторические и региональные различия в стиле и методе производства, отметили любопытную особенность: среди перуанских находок начисто отсутствовали примеры изящного литья, столь часто встречающегося в Колумбии, Центральной Америке, Мексике. В Перу золотые и золотосплавные предметы были выполнены в основном ковкой, отжигом, украшены резьбой. Современные исследователи видят причину отсутствия литых изделий в ничтожности запасов... воска. Его единственным поставщиком в Южной Америке была разновидность местных пчел — медоносной, но не-жалящей, семейства мелипонид. Пчелы эти обитают в тропиках и субтропиках и Нового и Старого Света, но отличны от жалящих медоносных пчел, завезенных европейцами. Мели-пониды найдены в Мексике, в Центральной Америке и на большей территории Южной, вплоть до севера Аргентины. Но эти пчелы отсутствуют на плоскогорьях и западном побережье Перу, где как раз и не знали метода литья «потерянный воск»! В доколумбовой Америке наиболее известен был метод золочения, при котором золото-медный сплав окисляется. Образовавшийся слой окиси меди снимали раствором кислоты. И оставалась поверхность, покрытая золотом, слой его можно было утолщить, повторяя процесс. В Эквадоре и Колумбии использовали для окисления сок местных растений. В «Арчиво Хенераль де Индиас» описано, как индейцы обрабатывали тумбага: «...растение, приготовленное, чтобы придать цвет, давили на камне, помещали в горшочек, добавляли воды, молотой соли, перемешивали, нагревали и так делали несколько раз... и таким образом сок приобретал нужный цвет и силу». Если сплав содержал 30 процентов золота, этот метод давал хороший эффект. Но если золота было менее 30 процентов, применяли золочение методом утолщения, сгущения, извлечения золота. Этот метод основан был на удалении основного металла, при котором обнажался слой чистого золота. Осуществлялось и золочение с использованием коррозийного агента минерального происхождения, как, например, сульфата железа. Вопреки распространенному мнению этот способ золоченйя вовсе не давал экономии золота, так как много золота уходило в «угар». Некото^ рым позолоченным поверхностям специально придавали особую «шершавость». При золочении добавляли коррозирующие добавки, чтобы поверхность становилась матовой. Потом ювелир еще подчеркивал углубления и усиливал фактуру коррозии. Когда же поверхность требовалась гладкая, предметы, в том числе и золоченые, полировали водой с абразивами вроде мельчайшего песка. Металлические, роговые, костяные, каменные инструменты использовали при украшении кованых и литых изделий. Медленным давлением сглаживали поверхности, чтобы создать что-то вроде внешнего плотного слоя. Особо заботливо украшали индейцы предметы личного обихода. Золото высоко ценилось как показатель места в родовой иерархии, и существовали жесткие правила, связанные с количеством и качеством золотых вещиц и знаков, которые положено было иметь членам данного общественного слоя. Знатных инков испанцы называли орехонами (от испанского слова «ореха» — «ухо») за их огромные золотые серьги-кольца, растягивавшие мочки. Было бы ошибкой считать, что материальную ценность золота индейцы узнали от европейцев. Золото жертвовали богам в виде ритуальных фигурок, его хоронили вместе с умершими, и множество золотых предметов служили символами в обрядах и церемониях индейских народов. И это же золото стало одной из причин гибели индейских цивилизаций. Ибо, как писал Ф. Энгельс: «До какой степени в конце XV века деньги подточили и разъели изнутри феодальную систему, ясно видно по той жажде золота, которая в эту эпоху овладела Западной Европой; ЗОЛОТО искали португальцы на африканском берегу, в Индии, на всем Дальнем Востоке; ЗОЛОТО было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан в Америку; ЗОЛОТО — вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег». По материалам иностранной печати подготовила К. МЫШКИНА 53 |