Вокруг света 1980-05, страница 53Чтобы достичь нужной для плавки температуры, тягу создавали через воздуходувные трубки, которые сужались к выходному концу. После плавки на дне тигля оставался диск-пуговица диаметром в среднем 1,28 сантиметра. С одной стороны диски — их называли техуэ-ло — были гладкие, на другой стороне отпечатывалась грубая поверхность керамического тигля. Разнообразие размеров, формы дисков, содержания золота показывают, что на этой стадии процесса не существовало строгого «контроля за качеством». Наносное и жильное золото содержало разное количество примесей, что влияло на «поведение» золота при выплавке. Определенное количество примесей приводило к выплавке «горького» золота, которое в отличие от «сладкого» не поддавалось дальнейшей обработке. Доиспанские индейцы скорее всего улучшали качество золота способом «томления металла»: золотую пыль нагревали до красноты с солью и глиной. Этим процессом пользовались на монетном дворе Санта-Фе-де-Богота с 1627 по 1838 год согласно всем индейским правилам. Золото, полученное таким способом, легко лить, ковать, гравировать. Колумбийские ювелиры тех времен работали в основном с золотом и медью и очень редко — с серебром и платиной. Использование высококачественного золота, большей частью для кованых изделий, было характерно только для двух районов — Калима и Толима. Большей же частью использовали сплав золота и меди. Найдены также кованые и литые изделия из почти чистой меди. Количество золота и меди, размер изделий, техника их изготовления в разных районах зависели от наличия сырья. Золотые изделия из Калимы и Толимы, где месторождения богаты, были крупными, большей частью коваными. Напротив, большинство кузнецов из Муиски и Тайроны, где запасы золота относительно скудны, производили мелкие изделия из сплава меди и золота — тумбага. Златокузнецы ценили в металле прежде всего ковкость, податливость, пластичность, прочность, как, впрочем, и блеск и привлекательный вид. Хотя позолотой пользовались довольно широко, цвета меди и различных сплавов тоже весьма ценились за их окраску и цветовой эффект. Иной раз изделия из тумбага покрывали серебром, в Перу их даже подкрашивали. В коллекции Мусео-дель-Оро есть дюжина кованых носовых колец из западной части страны, сделанных из сплавов платины. Благодаря содер жанию золота и меди их можно размягчить при температуре гораздо ниже точки плавления платины. По традиции считалось, что первым и наиболее простым методом изготовления золотых изделий была ковка. Этот вывод верен не всегда: как показывает анализ, далеко не все кованые изделия старше, чем литые. Порой использовались оба вида обработки даже при изготовлении одного изделия. Ковка требует от мастера большего умения и знания свойств металла в процессе его обработки, чем литье. Это особенно заметно на грудных пластинах из Калимы и тонких широких золотых пластинах, которые использовались для погребальных одеяний в Силу. Чтобы придать этим изделиям размер и тонкость, ювелиры обрабатывали слиточки золота на цилиндрических наковальнях маленькими овальными молотками из метеоритного железа. Удар плоским молоточком мог бы излишне истончить пластину на плоской же поверхности. После серии ударов золотая пластин- Это нагрудное украшение было отлито из тумбага. 4* |