Вокруг света 1980-05, страница 51но эту специальность] — спросил я У мара лиева. — Потому что мой отец и дед были музыкантами. Раньше ведь национальные инструменты в магазинах не продавались, на базаре подходящий инструмент тоже не купишь. Вот и приходилось музыкантам, сазандарам, самим их делать... В конце пятидесятых годов в городе стали налаживать производство народных инструментов. Искали мастеров. Моего отца тоже пригласили. Когда открыли музыкальную мастерскую, отец привел меня... Сейчас дутары Шамса Умара-лиева звучат в руках хафизов, с ними выступают на концертах артисты филармоний. Появились они и в магазинах. Умаралиев достает из шкафа сувенирный дутар — он украшен черно-белой инкрустацией. — Изготавливают его так, — говорит Шамс. — Берут деревянный брус и распиливают на заготовки. Сутки их вымачивают в воде, чтобы не было трещин, и сушат один день в электрической духовке. Клепки гнут в мокром виде, а затем просушивают. Собрав резонатор на деревянной колодке, приделывают к нему гриф, приклеивают хорошо просушенную сосновую деку. Собрав инструмент, его красят, зачищают шкуркой и трижды покрывают лаком. И уж потом, высушив дутар, приступают к надвязке ладов и натяжению струн. — Раньше каждый мастер, делая инструмент, изготовлял и струны для него, — продолжал Умаралиев. — Шелковые струны скручивали из особых нитей определенной толщины и прочности. Жильные струны выделывали из кишок овец, коз, коней и быков, очищали, скручивали, а затем сушили несколько дней в тени. Если не считать времени, потраченного на выдержку древесины (а ее можно выдерживать многие месяцы и годы), на изготовление музыкального инструмента уходило несколько недель. — А из какого материала делают дутары? — Обычно из тутовника. Но в массовое производство эта древесина сейчас не идет: тутовник нужен шелководству, и его заменили буком То, что тутовник является самым «музыкальным» деревом Средней Азии, утверждали еще средневековые восточные музыковеды. Красоту звучания музыкального инструмента они видели в некоем таинственном соотношении между тутовым деревом и шелком. По их представлениям, раз тутовник дает для инструмента и дре весину и шелковую нить, идущую на струны, — значит, они должны друг с другом гармонировать. Но шелковые струны сейчас уже не удовлетворяют музыкантов, так как довольно слабое натяжение их рождает слишком мягкое, глуховатое звучание. Сейчас, когда существует целое семейство реконструированных дутаров (дутар-альт, дутар-бас и дутар-контрабас), сила их звука повышена в основном за счет капроновых, нейлоновых и металлических струн. Красота же звука выражается в его тембре. Он зависит от множества причин: от материала, от размера и формы инструмента, от толщины и конфигурации резонансной деки. Дека — наиболее важная часть музыкального инструмента. Она воспринимает колебания струн, передает их заключенному внутри резонатора воздуху, делая звук более продолжительным и полным. Беру в руки тонкую грушевидную дощечку — деку и простукиваю костяшкой пальца. Отлично просушенная, обожженная, она звенит сухо, резко, как планка ксилофона. Толщина деки не превышает трех миллиметров. Хорошо просматриваются тонкие прямые волокна, направленные вдоль струн. Казалось бы, ничего особенного в ней нет. А между тем именно дека «задает тон» инструменту. Сделаешь чересчур толстую деку — звук будет продолжительный, но не сильный; изготовишь слишком тонкую — звук окажется сильный, но не продолжительный. А сколько еще разных «мелочей» могут повлиять на качество звучания?! Говорят, секрет до сих пор не превзойденного «итальянского тембра» знаменитых скрипок Страдивари заключается в деке. Деку мастер всегда изготовляет с особой тщательностью. — Дед мой презирал тех людей, которые, не успев как следует сделать дутар, спешат продать его на базаре, — сказал Шамс Умаралиев. — У такого инструмента зачастую неровные бока, он светлый, сырой, пахнущий свежей, невыдержанной древесиной. Как будто мастер стремился сохранить в нем не чистоту звучания самого дерева, а чистоту его запаха. Хороший мастер, сделав из «звучащего дерева» инструмент, игрою на нем пробуждает его звуки. Плохой мастер своим несовершенным инструментом только глушит их... Раньше искусные мастера свои знания держали обычно в тайне. На фабрике все, конечно, по-другому. Было бы у ученика желание... Пока ученик Шамса У мара-лиева делает только то, с чего начинал сам усто: сверлит в крышке отверстия для голосников, зачищает дутар рашпилем и наждачной бумагой, режет пластинки полистирола на инкрустацию, вырезает колки. Умаралиев внимательно присматривается к работе своего ученика, поправляет его. И по тому, как тот относится к делу, он может определить, какой из него получится мастер — хороший или плохой. Изготовив дутар, мастер обычно настраивает его, чуть подкрутив колки, и пробует звук. Он хочет услышать голос своего инструмента, узнать, какой у него тембр. И конечно, думает о том, кто станет его обладателем. Возьмут ли его женские руки? Издавна восточные женщины любили этот инструмент... Окажется ли он в руках сладкоречивого певца-сказителя, умеющего силой своего искусства перенести слушателя в седую старину? А может, им завладеет проворный, веселый, как Ходжа Насреддин, сазандар, способный развеселить целый базар? Помните, как сказал Бабур: О чем дутар звенит, о чем поет певец? Пойми: Они сулят блаженство тем, кто сбросил груз забот. г. Душанбе 4 «Вокруг света» № 5
|