Вокруг света 1980-07, страница 60создал, дошло до Японии и здесь расцвело пышным цветом. Вся средневековая японская феодальная культура — поэзия, живопись, парковая архитектура, икебана — аранжировка цветов, чайная церемония, бусидо — воинский кодекс чести вышли из стен дзэнских монастырей. Образ Бодхидхармы — в Японии его звали Дарума — породил народную анекдотическую традицию По одной легенде, Дарума просидел в пещере без движения девять лет, созерцая стену. Он погрузнел, словно колода, не способная ни встать, ни лечь. С Дару-мой. давшим обет не смыкать глаз сто дней и ночей подряд, связано и просхождение чая — растения, отвар которого люди используют для бодрости. Первый куст чая вырос у его пещеры Дарума-Бодхидхарма, очевидно, удивлял последователей — обычными для индийцев и непривычными для китайцев и японцев — большими, навыкате глазами, крупным носом с горбинкой, пышными усами, бровями, бородой, темно-смуглой кожей. Эти черты подчеркивали на сохранившихся его портретах: они же отразились в японской народной игрушке, которая так и называется — Дарума. Это кукла-неваляшка, иногда почти круглая, иногда с головой чуть поуже, чем туловище, — как у матрешки. Часто Даруму в Японии продают с недорисованными глазами. Дети, загадав желание, рисуют ему один глаз и обещают нарисовать другой, если желание исполнится. Около ста лет тому назад фигурки Дарумы среди прочих японских безделушек стали попадать в Россию Одна из них оказалась в Абрамцеве, где в то время среди народных мастеров и художников в мастерских Саввы Мамонтова шел активный поиск новых форм прикладного искусства. Художник Малютин и токарь Звездочкин сделали похожую очертаниями на Даруму куклу — первую матрешку. Рисунок на ней был чисто русский — девушка в сарафане с петухом в руках. С 1890 года началось их массовое производство. КРАЛИЦКИЕ ИСТОКИ азвание южноморавской деревни Кралице в чешских хрониках появляется в XI веке, когда первый чешский король Вратислав разместил там гарнизон. Деревчя числилась собственностью короля — «краля» по-чешски. Отсюда и название Кралице — «королевская». Впоследствии дрлжность начальника гарнизона стала наследственной, с титулом «рыцарь Кралицкий». В XV веке, в годы гусистских войн, дворяне Кралицкие стали приверженцами гуситов и построили замок — защиту от врагов За двести лет существования крепость достраивали и укрепляли. Значительно расширил кре пость в середине XVI века послед ний кралицкий рыцарь — Индр-жих. Он пристроил к готическому замку три крыла и приказал вырыть посреди двора колодец. Уз-о нав, что вторая супруга ему невер-0 на, огорченный муж приказал замуровать ее в стену замка, а соблазнителя четвертовать. Но, хотя порок был наказан, рыцарю Индр-жиху стало как-то тоскливо в замке, и он продал его своему племяннику Яну Старшему из Жеро-тина, убежденному протестанту, который передал замок в пользование обшине «Чешских братьев». Ч 1526 году чешский престол заняла австрийская династия Габсбургов, строго католическая и к вольнодумству нетерпимая. Борьба против иностранного владычества приняла в Чехии, как это бывало повсюду в те времена, религиозную окраску. Быть протестантом значило находиться в оппозиции к Габсбургам. С 1578 года начинается та страница в долгой истории Кралиц, которая составила славу этой деревни В это время община переводит сюда тайную типографию, основанную в 1562 году Яном Благославом Первоначально типография находилась в деревне Иванчице. но там местные власти что-то заподозрили и начали следствие. В Кралицкий замок, доставили металлический шрифт, инициалы, деревянные клише, печатный станок и другое оборудование типографии. Но официально была открыта переплетная мастерская, а при ней большая библиотека, которой — уже неофициально — пользовались переводчики Библии на чешский язык — ведь само это дело могло стоить жизни: Ватикан запретил мирянам читать Библию. И протестанты считали, что они вырывают «слово божье из рук слуг диаволовых». Общица открыла в замке школу для детей крепостных — смелый и необычный шаг для средневековья. Здесь они учились ткачеству, переплетному делу и печатному мастерству. Наиболее способные ученики переходили работать в типографию. Но для этого нужно было доказать, что отобранный человек душой и телом предан чешскому и протестантскому делу. Ведь один неосторожный шаг — власти проведали бы о подпольной типографии, — и конец всему. Но за все время среди обширного круга работников, распространителей, переводчиков не нашлось ни одного предателя. За сорок два года своего существование кралицкие печатники 58
|