Вокруг света 1980-11, страница 25

Вокруг света 1980-11, страница 25

утерять тягу к берегам земли, воз* вращаясь в основном для того, чтобы хорошенько на ней отоспаться.

Прежде всего поражала их безбоязненность, заставлявшая поначалу подумать — не слепы ли они? Я, . чуть склонившись, подошел к зверям на расстояние в несколько метров — можно было пересчитать усы-вибрисы на их мордах. Моржи внимательно смотрели на меня, казалось, оценивали и изучали, а насмотревшись, преспокойно укладывались спать. Вот и пойми их желание уединяться на отдаленных косах...

Лежбище постоянно пополнялось. С востока вдоль косы по двое, по трое к залежке подплывали все новые звери. Они издали замечали меня, пристально разглядывали, но, увидев спокойно лежащих собратьев, решали, что можно последовать их примеру, полагаясь больше на чувство стадности, чем на собственные глаза.

Более темные, молодые, выбирались из воды порезвее. Старые — «шишкари» — поджидали волну, в

два-три приема с ее помощью выкатываясь на гальку. Подолгу отдыхали на берегу, а потом, вращая рачьими глазами, изгибаясь, как гусеницы, колыхая жирными телесами, начинали подбираться к обсохшим похрапывающим сородичам. Неповоротливостью, неспособностью верно оценить обстановку они мне напомнили громадных черепах, которые могут под лучами юпитеров в присутствии людей откладывать яйца, зарывать их и удаляться в полной уверенности, что они все сделали так, как нужно для сохранения потомства.

— Э-гы-гы, — возвестил о себе вновь прибывший зверь, трубя как пароход, входящий в бухту.

— Э-ге-ге, — отвечали ему недовольно разбуженные...

Моржи, как я заметил, все хотели спать только в самой гуще своих сородичей. Молодым это не удавалось. Сунувшись разок-другой, они смирялись перед более могучими зверями и пристраивались сбоку, увеличивая лежбище. А более светлые, пятнисто-розоватые, старые

звери шли напролом, огрызаясь, отбиваясь клыками, взлезали на спины спящих, устраивая кучу ма-лу, но добивались-таки своего, укладываясь спать в центре залежки.

Часа два я пролежал на гальке рядом с моржами, наблюдая, как они, словно веером, обмахивались ластами, прикрывали ими сердце, а иные скрещивали их на груди, принимая строгую позу Наполеона. Видеть это было забавно. Большинство моржей посапывало на боку, положив бивни на соседа, hq находились и такие, что спали на животе, плотно вонзив клыки в землю, будто боялись, чтобы их не утащили во время сна.

Я бы пролежал так и дольше, но небо задернулось облаками, заморосил дождь и пришлось поворачивать к лагерю косторезов. Добытчики кости уже вовсю разрывали старые чукотские ямы, куда при разделке в прошлом отправляли все отходы.

Вылетали на поверхность ребра, лопатки, позвонки и черепа с сохранившимися зубами. Дело оказа