Вокруг света 1981-02, страница 66ПИРС ЭНТОНИ ПЕРВЫЙ ВЕТЕР ВЕСНЫ ВНУТРИ ОБЛАКА — Поверьте, это не шутка, — сказал турист. — Жена совсем не дает мне покоя, пока... В общем, вам всего-то придется посмотреть коротенький фильм. Двадцать долларов за беспокойство, даже если вы ничего не сможете разобрать. Мужчина, с которым разговаривал турист, кивнул, провел супругов в пустой класс и достал проектор. Проектор засветился и тут же погас. Мужчина хмыкнул и вынул лампу, показывая, что она перегорела. Он жестом попросил гостей остаться и вышел. — Как странно, — произнесла женщина. Она выглядела лет на десять моложе мужа; очень хорошенькая, но, пожалуй, слишком экзальтированная. — Кто бы мог подумать, что мы завершим отдых визитом в школу для немых! — Сама виновата, — отозвался турист. — Ты и твое сверхъестественное воображение. — Я?! — возмутилась она. \ — Не пом'нишь? Днем на пляже? Могли просто загорать, но ты все болтала об этих облаках... \ — Люблю облака, — сказала она тогда. — Они принимают любую форму, плывут; куда хотят... Они свободны! И никто не указывает им, что делать. — Она игриво ущипнул^ мужа. — Если бы я была конфуцианкой... — Буддисткой. — Все равно. Я стала бы облачком и парила бы беззаботно над бренным миром. Свободная, свободная! — Буддисты и индусы верят в перевоплощение, но я не уверен, что облако соответствует их представлениям о нирване. — Вот посмотри на облако прямо над нами. Это же почти лицо! Два уха по бокам, два печальных темных глаза, прямой нос... — И уродливый рот, — с сарказмом подсказал муж. — Широко разинутый. — Наполовину. — Ты лучше смотри, а не болтай. Это же совершенное «о». Она пристально посмотрела на облако. — Но только что он был раскрыт только наполовину... _ Угу... — Он положил руку на ее загорелое колено и закрыл глаза. — А теперь снова закрыт. Нет, открывается... — Вероятно, оно подмигивает. Этакий атмосферный донжуан... Жена обиженно молчала. — Ну, прости, не дуйся. Вот что, сейчас мы это облако специально для тебя снимем замедленной съемкой. Немой вернулся с новой лампой и пустил проектор. Замелькал пляж, волны, какие-то люди. Потом появилось облако. Сеанс оказался коротким. Пятнадцать минут были сжаты в пять секунд. Выразительное лицо облака как будто ожило. Не хватало лишь звука. — Ты видишь?! — вскричала она. — Оно разговаривает со мной! Может быть, это новая форма жизни! Или, может быть, это иноземный исследователь, раскрывающий нам тайны вселенной! — На безупречном английском с легким бостонским акцентом, — иронично хмыкнул турист и повернулся к немому. — Ну как? Тот посмотрел на него со странным выражением, затем протянул кассету и записку. — Вы уверены, — спросил турист, — что верно прочитали? Немой кивнул, коротко улыбнулся и вышел. Женщина схватила записку и развернула ее дрожащими пальцами. Ее лицо внезапно побелело. Она скомкала бумажку, отшвырнула ее и выбежала в коридор. Турист нагнулся, расправил ее и прочитал. Его живот заколыхался, а щеки раздулись от подавляемого смеха. — Свобода! Свобода! — пробормотал он. Затем тоже отбросил бумажку и, улыбаясь, поспешил за женой. . .._„. А записка осталась на полу, обращенная вниз пятью словами: «СПАСИТЕ! МЕНЯ ДЕРЖАТ В ПЛЕНУ...» Перевел с английского В. БАКАНОВ В номере использовались фотографии из журналов «Нэшнл джиогрэфик» (США), «Ориентейшнз» (Гонконг). ^ Наш адрес: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., 5а. Телефоны для справок: 285-88-83; отделы: «Наша Родина» — 285-89-83; иностранный — 285-89-56; науки — 285-89-38; литературы — 285-80-58; писем — 285-88-68; иллюстраций — 285-89-36; приложение «Искатель» — 285-80-10. v © «Вокруг света», 1981г. Сдано в набор 03.12.80. Поди, к печ. 21.01.81. А01310. Формат 84X108Vie. Печать офсетная. Условн.-печ. л. 6,72. Учетно-изд. л. 11,5. Тираж 2 875 000 экз. Заказ 1857. Цена 70 коп. Типография ордена Трудового Красного Знамени йзд-ва ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Адрес издательства и типографии: 103030, Москва, К-30, Сущевская, 21. О габровцах говорят, что, если кто-то где-то замыслил что-нибудь, они уже делают это «что-нибудь» у себя в городе. Так, по косвенным данным, было и с весенним габровским карнавалом. С давних пор завелось у болгар добродушием, весельем, радостью встречать весну, чтобы земля была плодородной, а жизнь благополучной. Со временем добрый крестьянский обычай превратился в празднество, торжество острого народного ума. Как только подует теплый ветер, габ-ровцы сбрасывают теплые верхние одежды, и вместе с ними прячут в сундуки зимнюю скованность и озабоченность, и, вооружившись «уловками» — традиционными габровскими шутками, — выходят на улицы. Пестрое, шумное, грохочущее шествие льется по улицам. Участники карнавала сами придумывают себе костюмы, показывают сценки, втягивая в них публику, озорничают, высмеивают общеизвестную габровскую прижимистость (хртя здесь называют ее бережливостью). Вечером на площадках пляшут кукеры — ряженые из разных областей Болгарии, до утра не смолкает народное веселье. Так проходит первый день месяца юмора и сатиры, который уже тринадцатый год проводится в Габрове. Зрителей ждут юмористические фильмы и спектакли, выставки, научные заседания и конференции. Да, именно научные — несколько лет в Габрове существует Дом юмора, недавно объявленный научным институтом юмора и сатиры, где проводятся международные биеннале карикатур. На первом этаже любители могут приобрести истинно габровские сувениры: полчашки (для экономии чая), чайную ложку с дыркой (для экономии заварки), монетки, разрезанные на несколько частей (говорят, что, кроме узких брюк, коротких юбок и планеров, не потребляющих топлива, габровцы придумали еще и самую мелкую монетку — Vie стотинки), зеленые очки (их надевают на лошадей, когда дают им опилки; лошади думают, что это сено, и остаются довольны). Непростое это дело — пройти в карнавальном шествии через весь город. Надо обладать крепким чувством юмора, не смущаться, выслушивая насмешки друзей, родственников, а то и вовсе незнакомых людей, и всегда иметь наготове «уловки». Шествует по праздничной улице габро-вец в красочной одежде, ведет в поводу нагруженную бочонками с вином лошадь, покрытую «халиште» — цветным ковром из козьей шерсти. — Смотрите-ка, Дончо идет! — кричат зрители. — Халиште небось не из козьей, из кошачьей шерсти. — Как можно кошку стричь? — возмущается Дончо. — А как же я буду дымоходы прочищать? — А где же у твоей лошади зеленые очки, Дончо? — не унимаются шутники. — Дома оставил, чтобы не снашивались. Лошадь и карнавалом сыта!.. Ива НИКОЛОВА, болгарская журналистка 64 |