Вокруг света 1982-04, страница 66

Вокруг света 1982-04, страница 66

ЕВГЕНИЙ ФИЛЕНКО

ПАССАЖИРСКИЙ ЛАЙНЕР

Стюардесса Милочка вышла в проход между рядами кресел и привычно бодрым голоском . принялась декламировать, что можно делать во время полета и чего нельзя; сколько времени уйдет на весь путь и какая температура в пункте назначения; какое транспортное управление представляет экипаж лайнера и кто командир упомянутого экипажа...

Первый пилот Васильев получил «добро» от диспетчера и запустил двигатели. Бортрадист Савченко закончил свои препирательства с наземными службами и откинулся на спинку кресла, прикрыв глаза. На взлете его всегда укачивало, но он всеми способами скрывал этот постыдный для профессионала факт от коллег Второй пилот Кожин потянулся за сигаретами и обнаружил, что на полтора часа остался без табака. Штурман Лапин вопросительно взглянул на командира и включил автопилот. Тогда Васильев отпустил ручку управления и расстегнул верхнюю пуговицу форменного костюма. Все это делалось в полнейшем молчании: экипаж летал вместе не день, и не год, и даже не два года, а история с укачиванием, сигаретами и автопилотом повторялась из полета в полет.

Убаюканные ровным пением ускорителей и вспыхивающим светом за иллюминаторами, изредка прорывавшим непроглядную темень, пассажиры понемногу погружались в затяжную дремоту. Старушка, летевшая к сыну, достала клубок и спицы. Элегантный дипломат в костюме не по сезону развернул газету величиной почти с простыню и углубился в изучение новостей.

Савченко уже чувствовал себя нормально и теперь носовым платком, натянутым на указательный палец, старательно протирал панель передатчика между индикаторами. Штурман Лапин поглядел на командира и достал откуда-то из-под пульта книжку в потрепанной, некогда яркой обложке. Васильев приподнял голову и через плечо Лапина прочитал несколько строк:

«...Крамер понял, что обратной дороги отсюда нет. В бластере оставался последний заряд, и планетолог пообещал его первой бронированной бестии, которая сунется в пещеру...»

Командиру было наплевать на Крамера, влипшего в неприятную историю на страни

цах старого фантастического романа. Фантастику он давно уже не любил.

Как и многие, Васильев в юности прошел через период безоговорочного доверия к книгам о чужих звездах и архиразумных инопланетянах, только и ждущих, как бы передать землянам свою вековую мудрость. В космосе нас ждет Неизвестное, предупреждали книги в броских суперобложках. В космосе нет ничего, даже отдаленно напоминающего Землю... Но прошло какое-то время, и Васильев многое увидел сам, многое узнал от коллег. В его взрослом мире не было ни инопланетян, ни бластеров с последним зарядом, ни бронированных тварей, питающихся планетологами. Все оказалось гораздо проще, и спустя много лет с того момента, как был прочитан последний фантастический роман, командир пассажирского лайнера Васильев изнывал от скуки...

Штурман Лапин поглядел на командира и отключил автопилот. Васильев положил руки на пульт управления и запустил программу предпосадочных процедур. Савченко запросил у диспетчера свободный коридор для входа в атмосферу и,украдкой вытер испарину со щеки. Кожин не без лихости взял в оборот бортовой компьютер, приступив к корректировке курса.

Лайнер, послушно вздрагивая, приближался к финишу.

Милочка вышла к пассажирам пожелать им приятного отдыха и доброго здоровья, а также предупредить о недопустимости хождения по салону во время снижения.

Потом взвыли тормозные двигатели, вечная ночь сменилась розовым днем, и полет закончился. Пассажиры терпеливо дождались разрешения покинуть салон и направились в помещение вокзала, голубым айсбергом громоздившегося неподалеку * от остывавшего лайнера. За ними потянулся и экипаж. Первой вприпрыжку унеслась Милочка, последним — командир. Он тщательно застегнул форменный костюм на все пуговицы и вышел на воздух. Было жарко, пахло горячим металлом и еще чем-то непонятным и незнакомым.

Васильев по привычке поднял голову и поглядел на солнце. Собственно, солнц было два. В Туманности Андромеды очень много двойных звезд.

Рыже-красных зебу, горбатых быков с огромными молочно-белыми рогами, изогнутыми как лира, называют в Нигере бороро. Нрав у них дикий, зато выносливы. Пасут этих быков люди народа фульбе.

С июня по август, пока идут дожди, Сахель — обширный засушливый пояс к югу от Сахары — покрывается сочными травами, котловины и русла пересыхающих рек наполняются дождевой водой. Фульбе стоят лагерями и пасут стада. Остальные девять месяцев они кочуют в поисках корма для скота и воды от колодца к колодцу. Неустанная борьба с суровой природой закалила пастухов. Чтобы существовать, людям пришлось выработать жесткий распорядок жизни и строго его придерживаться.

С малолетства девочки помогают матерям вести хозяйство, навьючивать вещи на быков, готовить еду. А когда разбивают лагерь, их главная обязанность — приносить воду. С утра до ночи спешат от источника девочки с бурдюками на головах.

Мальчики с семи лет начинают пасти зебу. Когда пересыхают ручьи и даже лужи, мальчики помогают взрослым доставать воду из колодце» — теплую, солоноватую, цена которой в пустыне — жизнь.

Горят ладони, гудят плечи, поскрипывает, вращаясь, деревянная колода, и медленно поднимается, раскачиваясь и роняя: драгоценные капли, калебас с водой. Воду сливают в ямы с утрамбованным дном, и снова скрипит крлода, скользит между пальцами влажная веревка. Как бы ни хотелось парню пить, сначала он напоит быков.

. В пустыне н,ет ничего страшнее жажды й. дороже зебу. По крайней мере для пастухйв-фульбе...

Н. БАРАТОВА

В номере использованы фотографии из журнала «Нэшил джиогрэфик» (США) и фотохроники ТАСС.

Наш адрес: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., 5-а. Телефоны для справок: 285-88-83; отделы: «Наша Родина» — 285-89-83; иностранный — 285-89-56; науки 285-89-38; литературы — 285-80-58; писем — 285-88-68; иллюстраций — 285-89-36; приложение «Искатель» — 285-80-10.

© «Вокруг света», 1982 г.

Сдано в набор 02.02.82. Подп. к печ. 12.03.82. А02161. Формат 84 X 108У,6. Печать офсетная. Условн. печ. л. 6,72. Учетно-изд. л. 11,4. Тираж 2 750 000 экз. Заказ 52. Цена 80 коп. Типография ордена Трудового Красного Знамени изд-ва ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Адрес издательства и типографии: 103030, Москва, К-30, Сущевская, 21.