Вокруг света 1982-06, страница 49

Вокруг света 1982-06, страница 49

уасипунго1, оставлять им твердую часть выращенного на этих землях урожая, устроить в селении начальную школу.

— Убирайтесь прочь, грязные твари I — такой ответ последовал от хозяина.

И тут терпению пришел конец. В 1935 году в Пуле вспыхнуло крупнейшее б стране восстание, к которому присоединилось 30 тысяч крестьян из соседних помещичьих имений. Повстанцами руководил сметливый индеец по имени Амбросио Ласо, которому по общему решению присвоили звание народного полковника. Встревоженные не на шутку власти спешно перебросили на подавление бунтовщиков воинские подразделения из Кито и Гуаякиля. Восставшие крестьяне проявляли недюжинное мужество, но не могли долго сопротивляться вооруженным до зубов карателям. Индейцев беспощадно расстреливали, засекали хлыстами, хватали и заковывали в кандалы, словно беглых каторжников. Даже по заниженным официальным данным, количество убитых составило тогда несколько тысяч человек. Хозяева распускали среди суеверных крестьян слухи: «Бунтовщика Амбросио околдовали злые духи, и он приносит людям одно лишь несчастье».

Позднее о мятежном Пуле большая пресса предпочитала вообще не упоминать, дабы предать все забвению. Однако 34 года спустя он вновь приковал к себе внимание эквадорской об-

1 Земельный надел, сдаваемый помещиком крестьянину в аренду на кабальных условиях.

щественности. Опираясь на поддержку Конфедерации трудящихся, пульские крестьяне объявили помещику бойкот. На протяжении целого года они не допускали к себе в горы ни его, ни кого-либо из представителей власти. Подчеркнем, что на этот раз восставшими руководил младший брат погибшего полковника — Мануэль.

Перед стойкостью и выдержкой крестьян, а также перед лицом единодушной солидарности, проявленной эквадорскими рабочими, правительство не посмело вновь учинить кровавую расправу, подобную предыдущей. И тогда индейцы заявили, что отныне они сами будут распоряжаться землей, на которой трудились их деды и прадеды. Прежнему полновластному хозяину Турде скрепя сердце пришлось согласиться.

— Сейчас мы живем дружной коммуной,— рассказывает Мануэль Ласо, маленький седой старичок, вовсе не воинственной наружности, с добродушной улыбкой и пытливыми глазами.— Всего в коммуне пятьсот человек, между которыми справедливо распределены участки земли. Конечно, это не бог весть что — крохотные лоскутки на крутых склонах гор, удаленные друг от друга на километры. На них с большим трудом удается вырастить лишь картошку и ячмень. Ведь, помимо сурового климата, здесь и почва скудна, и дождей почти не выпадает.

— Оказывает ли вам государство какую-либо помощь?

— Нам только ее обещают. Правда, недавно прислали учительницу. Но прежде предложили самим построить

школу. Вон, видите, в овраге домик? Единственный, кстати, пока у нас. Строили всем миром во время воскресной минги 1. Рады бы и жилье сделать более сносным, да на какие средства материалы достанешь? Просили у сельхозбанка кредит на постройки, удобрения, инвентарь, цистерны для воды — ответили отказом. Гарантий, мол, нет надлежащих. Вот если бы нашу общину официально признали кооперативом... Но власти на это пока не идут. Дело обставлено столькими разными проволочками, что попробуй их преодолей...

Когда мы прощались с обитателями Пула, веселье там еще продолжалось. Мы смотрели на радостные лица кре -стьян и думали про себя: что же удерживает их в этом угрюмом краю? И, словно поняв, о чем мы его еще хотели спросить, Мануэль Ласо с гордостью заметил:

— А знаете, кое-кто из наших, особенно молодые ребята, пытались поддаться отсюда в Кито и даже поискать счастья за границей. Но нигде не сумели прижиться. Один за другим возвратились сюда, хотя там, на чужбине, вроде бы и деньги у них водились. Просто не могут они без земли, где пролито столько пота и крови, крови их отцов. Тем более что теперь и впредь эта земля принадлежит только нам.

Кито — Москва

1 Форма безвозмездного коллективного труда индейцев ради общих нужд, сохранившаяся еще с доколумбовых времен.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ

Во время путешествия на остров Пасхи известный норвежский исследователь Тур Хейердал обнаружил в пластах засохшей глины несколько семян акации вида «софора тороми-та»( которая давно не растет на нашей планете.

Путешественник передал свою находку ботаникам из Шведской академии наук. Около двадцати лет профессор Пер Вендельбо, используя биологически активные вещества, проводил сложные эксперименты с этими семенами. И вот недавно он сообщил, что в его оранжерее в Гетебор-ге появились маленькие деревца «со-форы торомита».

Когда деревца окрепли, их упаковали в прозрачные ящики из пластмассы и на самолете отправили на остров Пасхи. Ученые считают, что со временем реликтовое растение снова расселится по всему острову.

«ЗМЕИ С НОГАМИ»

В первые послевоенные годы на индонезийском острове Комодо случайно обнаружили драконов — гигантских ящериц-варанов. Открытие стало сенсацией, о существовании подобных животных на нашей планете ученые и не подозревали. Стараниями многих национальных и международных организаций реликтовые рептилии были взяты под охрану. В 1950 году подсчитали их поголовье — на маленьком острове жило 489 больших ящериц. Самая крупная из них достигала длины 2,5 метра. Ученые определили тогда, что питаются они в основном растительной пищей, останками животных. Правда, были зафиксированы и случаи групповой охоты варанов на оленей, которых ящерицы сбивали ударом мощного хвоста. , Недавно завершилась еще одна

вювостомюпогии

научная экспедиция на остров Комодо. Оказалось, что число драконов теперь перевалило за 2000. Ученым удалось сфотографировать несколько особей, длина которых достигла трех метров — вараны заметно подросли. Изменился и характер их поведения. По словам местных жителей, они стали значительно агрессивнее и нападают даже на людей.

Почти в то же время пришло сообщение из Новой Гвинеи. Этнографы, пробившиеся сквозь болота и джунгли в одно селение, узнали от местных жителей, что неподалеку есть сухая полянка, куда вылезают греться «змеи с ногами». Ими оказались новогвинейские вараны, о которых ученые до сих пор ничего не знали. По первым сообщениям, эти реликтовые ящерицы несколько крупнее, чем на острове Комодо. Зоологам еще предстоит изучить этих интересных животных.

47

JST