Вокруг света 1982-08, страница 34Эти декоративные изделия могут украсить современную квартиру. пальцев мастера. Кибартас скоро заметил интерес Иоанны и стал учить ее маленьким секретам мастер ства. Иоанна с самого начала стала вносить в ремесло свое видение окружающих ее предметов: со старинных литовских горшков с тяжелым дном она перенесла в корзины круглые широкие днища, что-то брала от подсолнухов, что-то от полевых цветов... Переселившись в Шяуляй, Иоанна показала свои изделия художникам комбината «Дайле». Ее приветили и помогли. Теперь Рудаускене тихо говорит: — Я умею сделать, как хотят художники. ...Каждой осенью Иоанна садится в автобус и отправляется в свои места, туда, где ветлы серебряной дымкой окутывают редкие хутора. Она ходит по опавшей листве, по берегам рек, вдоль дорог. Острым ножом срезает однолетние и двухлетние побеги — длинные, тугие, подобные тонкому натянутому шнуру. Мастерица ищет ветки, у которых на срезе серд цевина маленькая, еле различимая, а поверхность, если снять кору, чистая и глянцевая. Если же у ветки на срезе большая сердцевина, да еще с коричнево красным оттенком,- та кой прут не годится, он ломкий. А дома она выпаривает стебли и, сняв в них кору, отбирает те, что посильнее, для каркасов и ручек. Остальные идут на подготовку ло зы — расщепленные на половинки и четвертушки стебли. Лоза у Рудаускене получается ровная, гибкая, гладкая... Иоанна не любит ее подкрашивать. Лучший цвет — цвет, данный природой. Но для выставоч ных и декоративных работ непременно выдерживает лозу в содовом ра створе. Тогда материал для плетения приобретает светло-коричневую окраску. Начинала я когда то со стебля и ножа, — продолжает знакомить меня со своим делом мастерица,— а теперь вот сколько напридумала себе помощников.- При этом она тепло оглядывает всевозможные ин сгрументы, которые лежат рядом, на полу. Поглядев на часы, Иоанна зовет меня пить кофе, приглашает в кухню. Пока она хлопочет у плиты, я осматриваюсь Здесь много плете ных вещей: круглые стульчики, абажуры, рама зеркала, вазы для цветов и фруктов, корзины для покупок... Вот уж когда не оправдывается поговорка, что сапожник всегда без сапог. Я не верю, что уже хорошо все умею, но хочу, чтобы люди радовались моей работе,— говорит Рудау скене и наливает в чашки кофе, ставит на стол ароматные цеппелины. - Через полчаса у меня кружок в школе,— заметила мастерица, присаживаясь к столу.— Приходите еще завтра, если желаете... Я вспомнила, что в городском отделении Общества народного искусства, когда мне рассказывали о Иоанне Рудаускене, упоминали, что художница — лауреат премии Ми нистерства культуры Литов ской ССР, что в 1979 году состоя лась ее персональная выставка, на которой было представлено более двухсот работ мастерицы, и что у нее много учеников. 32 |