Вокруг света 1982-09, страница 47— Убить надо одно солнце! — решили они. И пригласили на сельский лап знаменитого охотника. Но тот отказался выполнить их приказ. — Сейчас убьем тебя самого! — прикрикнули на него куштаны. Тогда, страшась смерти, охотник натянул тетиву лука, долго целился и выстрелил. Стрела попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. — Убей еще одно! — приказали куштаны охотнику. Тот убил и другое солнце. Оставшееся светило испугалось людей и убежало высоко-высоко, куда не могла долететь стрела. И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Слишком холодно. Замерзли деревья, травы. Стали умирать дети. Не хватало пищи. Снега замели поля и луга. Реки покрылись льдом... Испугались куштаны и пошли с поклоном к шурсухалам. Те сказали: — Не послушались вы нас и совершили непоправимое. Убитые светила* уже не оживить. А оставшееся больше не верит людям. Надо сделать так, чтобы оно поверило нам и возвратилось. — Да, да,— соглашались люди,— мы на все готовы, чтобы возвратилось солнце. — Хорошо,— сказали мудрецы.— Надо всем начать рисовать три солнца. Всюду. На земле, на стенах домов, на стеклах окон. А наши женщины пусть рисуют три солнца, которые светили нам, на тканях. Тогда остав шееся солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном, и вернется к нам... Так родились сурбаны,— закончила свой рассказ мать. — Скажи, а какие еще бывают сурбаны? — Разные,— говорит мать.— Вот такие, например, ткали старые женщины. В них преобладают темные и зеленоватые цвета. А подобные этому ткут женщины, готовящиеся стать матерью, по-другому говоря, имеющие сорок ногтей. Чуваши любили удвоенный мир. И на сурбане, видишь, повторение одних и тех же красок, линий, фигур. А молодые девушки ткали такие,— говорит мать, указывая на сурбан, в котором преобладают красный и желтый цвета. Но на каждом сурбане все те же три солнца... С давних времен, глядя на разнообразные вышивки сурбана, тамга-знаки и орнаменты, люди удивлялись тому, что каждый из рисунков имел свое название, свое толкование. Одни вышивки выражали тему любви, другие — тему изобилия домашнего скота, третьи — выход охотника на промысел. Зная смысл разных вышивок, люди порой могли читать сурбаны, как настоящее письмо. Это и натолкнуло ученых на мысль, что, может быть, здесь и кроется тайна письменности чувашей? Мысль оказалась верной. Действительно, тамга-знаки, узоры и орнаменты — элементы древней письменности народа. Вот почему чуваши оберегали их, передавая из поколения в поколение. Много трагических страниц знала далекая история моего народа, и все-таки люди смогли сохранить древнюю письменность. Они знали, что, пока она существует, народ силен. Письменность стала вышивкой, орнаментом, тамга-знаком. Может быть, на основе этого возможно воссоздать общую картину древней письменности? Художница Екатерина Ефремова занялась пропагандой чувашской вышивки. Открыта фабрика «Паха тере», которая делает многое для того, чтобы освоить сложнейшие древние традиции искусства вышивки. В ночь перед отъездом мне не спалось. Я вышел из дома и пошел по направлению к лапу-площади, где обычно собирались мудрые шурсуха-лы. По темному небу катился серебристый диск луны. При свете ее лица стариков казались мраморными. — Знаешь, как о Луне говорят? — спросил меня один из шурсухалов.— Ходит-гуляет бледнолицая девушка, а утренняя заря — это огненный конь, что через Волгу смотрит... Над нашими головами тысячами звезд светился Млечный Путь. Чуваши называют его Хуркайк-сюле — Дорога лебедей. — А знаешь, как родилась Хуркайк-сюле? — посмотрел на меня шурсухал.— Лебеди, что летели на юг, бросили по перышку раненой птице, чтобы она смогла долететь... Я прощался с Сугутами. с. Сугуты, Чувашская АССР СТРАННЫЙ КЛАД, КОТОРОМУ НЕТ ЦЕНЫ В 1908 году все европейские газеты ударили в набат: «Сошел с ума французский миллионер Кан! Все свои богатства он решил потратить на глупейшее мероприятие — отправиться с группой фотографов вокруг света. Они будут снимать все подряд». Больше ничего не сообщалось. Цели экспедиции тогда были не совсем ясными. Вскоре начались события, предшествующие первой мировой войне, и о странностях богача вообще забыли. Лишь в 1913 году где-то мелькнула короткая информация, что имущество разорившегося миллионера продано с торгов. Загадка начала проясняться только в 1975 году, когда на окраинах Парижа принялись сносить старые дома. В подвале одного из них обнаружили десятки старинных кованых сундуков, набитых негативами — 72 тысячи пластинок и 140 тысяч рулонов пленки. Состояние их было плохим, и ре ставраторам пришлось немало потрудиться. Когда сделали первые отпечатки, специалисты пришли в восторг и признали, что найден клад, бесценный для историков и этнографов. На снимках отображены сцены обыденной жизни многих народов нашей планеты, ритуальные танцы, обряды, образцы украшений, одежды, керамики. Неведомые фотографы потрудились на славу, создав настоящую этнографическую энциклопедию. А многие из снимков, сделанных в Европе, Африке и на островах Тихого океана, просто уникальны. Сра^у определить хозяина клада не удалось. Лишь фигура в тропическом шлеме на отдельных кадрах подсказала, что владелец его — Кан. Коллекция негативов изучается группой парижских этнографов и по сей день. Чем же обусловлены столь 'долгие сроки, если газеты утвержда ют, что сундуки содержат материал для целого музея о жизни нашей планеты семьдесят лет назад? Дело в том, что возникли трудности весьма сложного свойства. Отсутствуют записи с точными датами и географическими координатами. Так что разобраться во всем без кропотливого научного исследования просто-напросто невозможно. ЗАГАПНИ ПРОЕКТЫ ОТКРЫТИЯ |