Вокруг света 1982-11, страница 7

Вокруг света 1982-11, страница 7

заметил Владимир Асланбекович Бессолов в управлении, рассказывая о самых последних новинках буровой техники, и привел один факт: Прервется подача электроэнергии на 20 минут — все из строя выйдет».

Когда тепло стало приятно обволакивать все тело и луч лампочки совсем утонул в белесом тумане, Безридный остановился:

— Вот здесь мы перерезали горя чие источники — поднесите к стен ке руку...

На подставленную ладонь потекла теплая вода. «Парилка была, настоящая парилка»,— качает головой Василий и, не замедляя шаги, продолжает рассказывать:

Хлынула горячая вода. Жарко, пар, дышать нечем. Ребята скидывали куртки, брюки, оставались в сапогах, трусах и касках, работа ли по пояс в воде. От такой бани мучила жажда, некоторых качало из стороны в сторону. Люди быстрее уставали, и смену сделали укороченную. Но тоннельщики не отступали. «Опять комиссия приеха л а закрывать тоннель»,— говорил Нодшивалов.— «Дайте время», -попросили мы, и снова, на наше сча стье, пошла холодная вода, прямо ледяная. Из бани да в снежный сугроб. Выдержали и это, тоннельщики — мужчины здоровые...

Торопясь за Василием, еле поспевая в неуклюжей на мне шахтерской амуниции, поправляя сползающую на лоб каску и придерживая на боку коробку самоспасателя, я чуть не наткнулся на него в тумане.

Попробуйте, вот такая водичка пошла после термальных ванн.--Василий снял жестянку, висевшую на стене, подставил ее под струю, текущую из трубы, и протянул мне.

От ледяной воды заломило зубы. К этому времени, пока мы хлюпали по воде, ноги в резиновых сапогах тоже стали мерзнуть.

— Все эти подарочки получал первым Анатолий Иванов. Он, как разведчик, впереди всех таранит ротором скалу в своей транспортно-дре-нажной штольне. Она идет ниже, и проходка ее ведется быстрее, чем тоннеля.— Безридный повел лучом лампочки вдоль забетонированных стен.— Вот так крепили породы в разломе. Бригада Анатолия Иванова и сейчас далеко опережает нас, и опять у них сюрприз...

Накануне, спустившись через шахтный ствол, я уже побывал в расположении ивановской бригады. Горнопроходческий комплекс снова наткнулся на разлом.

К этому забою вела штольня с гладкими, почти отполированными гранитными стенками — так поработал ротор. А теперь весь комплекс залег недвижной громадой, застряв в трясине рыхлых пород. Обстановка напоминала поле боя. По деревянному настилу, где вились трубы

и кабели, бежала вода; порода, как губка, выжимала ее капелью и струя ми на каски и непромокаемые куртки проходчиков и бурильщиков. На стенке виднелась трещинка толши ной с иголку, оттуда, как из пульверизатора, била тончайшая струйка воды.

Давление. Первый раз попали в разлом - сразу заметили, как начали шпуры бурить: пятикилограм мовый молоток выбрасывало. Вылетала такая струя воды и песка, что

— Когда из разлома на нас хлынула вода с дресвой, стали нагнетать туда цементный раствор — не пошел в разлом. Тогда попробовали под давлением закачивать жидкое стекло и известь — силикатный раствор, чтобы укрепить породу. Но луч ше всего помогает вот такой потолок из труб. Обуриваем свод над ротором. вгоняем трубы, и они прини мают на себя давление породы.

Большой, крутоплечий Иванов смотрел на застывший ротор, упря

, ..--г.

, i- V

и

? 1, V

человека с ног могла сбить. Стреля ет как пулемет из амбразуры, только уворачивайся. Потом стихнет ненадолго, и снова выброс: неравномерно, как у гейзера.— Анатолий Георгиевич Иванов заводит меня по обходной штольне в лоб комплексу.

Освобожденный ротор торчал в забетонированной стенке. Над ним, похожие на свирель, виднелись отверстия разнокалиберных железных труб, вогнанных в породу.

мо наклонив голову, и показывал, как ставили домкраты — провернули ротор градусов на десять, потом начали его раскручивать моторами.

Первые сутки прошел 10 сантиметров, а песку кубометры накидал, вторые — 20, третьи - 60 сантиметров прополз. Сдвинулись с места, поехали. И сейчас все условия создали: ^потолок надежный, забетонировали — непременно двинем...

Иванов так взялся за ротор свои-

I