Вокруг света 1982-12, страница 27брачных союзов, и пиком веселья, и вершиной трудового года. С весны до середины лета водил народ гор ки хороводы. Но главная горка падала на 12 июля, на самую макуш ку лета. После этой горки — сено кос, быть может, самое высокое, пи ковое событие для этого животноводческого края, залог благополу чия в будущем. Усть Цильма место, конечно, не близкое, дорога туда только по реке да по воздуху, но из Москвы с пересадкой в Сыктывкаре за день добраться можно. И село само не от шельником смотрится старые, столетние двухэтажные избы обши вают тесом, красят веселой краской. По преданию, заложили село это в середине XVI века новгородцы, осваивавшие новые охотничьи уго дья и земли. Потом бежал сюда в поисках воли крепостной люд, ухо дили таежными тропами от гонений староверы, несли с собой древние книги. Рыбу ловили белую и крас ную, зверя били, пашню огнем от лесов расчищали. Шли века, внося в жизнь перемены, а память народ ная крепко хранила традиции... Так и дожила красная горка до наших дней. ...Никаких внешних примет готовящейся горки глаз поначалу не улавливал. Улицы были, пожалуй, даже менее оживленны, чем обычно. Лишь изредка по деревянным мосткам дробно простучат сапожки. Да суетятся телевизионщики, го го вя свою аппаратуру. А за толстыми бревнами стен сейчас, конечно, открывались кладовые, сундуки, утю жились сарафаны, шелестели шелка, прихорашивались хороводницы... Но до горки было еще далеко день рабочий, и начаться она могла не раньше семи вечера. Трудно передаваемое это ощущение ожидание горки словно растет электри ческий заряд и передается тебе с колыханием воздуха напряжение, возбуждение. А вдруг непогода? И вправду, к обеду сдвинулись со всех сторон на Усть Цильму облака, уплотнились в тучу, которая так и осталась висеть над селом, оставив лишь узкую желтую полоску по всей линии горизонта. В семь вечера и улицы, и зеленая лужайка за Домом культуры стадион, где должна быть горка, оставались пустынны и тихи. Нетерпеливое ожидание перерастало в ра зочарование: неужели не состоится? И только ближе к восьми на цеш ральной улице стали появляться женщины в старинных нарядах. По одной, по две гуляют, как бы невзначай очутившись здесь, ни о каком празднике будто и знать не знают, ведать не ведают. Пройдут неторопливо, с бесстрастными лица ми, остановятся, перемолвятся с подружками и дальше Вдруг с дальнего края села но слышалась песня. Она приближа лась. С другого конца ей отозвался кто-го, затем она эхом прозвучала с боковой улицы, и вот к центру села приблизилась группа поющих боярынь во главе с крепким мужчи ной в строгом костюме, при галету ке и орденах. Горка началась! По рассказам, по тому, как уверенно мужчина запевает куплет за купле том, узнаю одного из главных хоро водников, боевого ветерана, полного кавалера ордена Славы Кирилла Матвеевича Чупрова. С его появлением вмиг ожили улицы, поплыли по мосткам пары, тройки горошниц. На поляне они собрались в яркий букет. Совсем уже смеркалось, когда Чупров, расставив должным обра зом хороводниц и взяв за руки двух из них, завел новую песню и двинулся ио кромке поляны. Началась первая фигура горки - «столбы». И в этот момент 'из-под края лохматой фиолетовой тучи блеснул золотом и зажег червонным зо лотом парчу и атлас хороводниц... Медленно-медленно, крохотными, незаметными шажками движется нарядная река. Но вот последняя тройка выдвигается чуть в сторо ну — сарафаны до земли шагов не видно, и кажется, будто плывут они чуть быстрее самой реки. Обгоняют ее, становятся в голову процессии, а позади тем временем повторяют их маневр. «Столбами» ходят долго, игра продолжается, пока не перейдут все хотя бы по разу. Столбы, столбы... Да никак это долетевший до XX века отголосок древнейшего обряда ставить настоя щие деревянные столбы — символы продолжения рода! Говорят, это единственная из восемнадцати фи гур горки, в которой не участвовали мужчины — они присоединялись к девушкам после нее. Хоровод между тем растет, под ходят пришедшие с дальних концов села. Поблескивая орденами, Чупров закручивает горку в спи раль, соединяет ее в огромный - 25 |