Вокруг света 1983-08, страница 44

Вокруг света 1983-08, страница 44

спедиции Сергей Александрович Соловьев этими вопросами будет заниматься.

— А ты кем будешь? Делом каким занят?

— Врач я. Вы когда-нибудь болеете?

— Вроде бы не болеем.

— И это мне нужно знать. И не только о вас, а обо всех людях, живущих в Арктике. Ну и о нас самих, конечно,— как мы перенесем этот долгий путь.

— Ты этот самый листок-то оставь нам. Решим все вопросы и отошлем.

Наш разговор прервался потому, что в избушку зашел водитель вездехода.

— В нескольких километрах отсюда встретил три ваши упряжки,— обратился он к Владимиру.— Ребята зашли в балок к геофизикам.

— Едем к ним,— сразу ответил Владимир.— Присмотрите за упряжкой,— попросил он меня.— К утру я вернусь. Мне ребят сегодня надо увидеть... Обязательно.

— Конечно, присмотрю,— согласился я.— Что, заболел кто-то?

— Чисто психологический эксперимент,— сказал Владимир, прикрывая за собой дверь.

— А какой?

— Ну, об этом я смогу рассказать только после того, как пройдем Арктику.

Утром, едва только вездеход подъехал к избе и остановился, я забрался в кузов и, вытянувшись на лавке, расположенной вдоль борта, заснул как убитый: всю ночь беспокоился о собаках.

Проснулся оттого, что кто-то осто рожно тряс меня за плечо. Открыв глаза, я увидел прямо перед собой знакомого пса, который вчера бежал привязанный к нартам. Он скреб лапой по рукаву моей кухлянки.

— Чего тебе? — спросил я.

Осмотревшись, я увидел, что кузов

завален мешками с вяленой и свежемороженой рыбой, которой рыбаки поделились с участниками экспедиции. Один из этих мешков и придавил пса. Но пес настолько ослабел, что сам не в силах был выбраться из-под мешка.

Я помог ему, и пес уснул.

В пути мы нагнали четыре упряжки. Собаки резво бежали по искрящемуся на солнце снегу, и снежная пыль вздымалась за нартами, как брызги воды за кормой катера. И люди сидели на нартах, а не бежали следом за ними — значит, собаки прекрасно отдохнули.

Последним, кого мы обогнали, был каюр. В этот момент он находился ближе других к фактории Новорыбной, Каюр держал в руках хорей, и слышно было, как он покрикивает: «Тех-тех, тех-тех». Вожак упряжки, а за ним остальные собаки, идущие бессменно с каюром с самой Чукотки, повернули чуть левее.

Впереди была Новорыбная, дальше Хатанга, а за Хатангой — половина Арктики.

Хатанга — Новорыбная — Карго Апрель 1983 года

Все у Крея складывалось удачно. Как и другие потомки колонистов, населявших планету со звучным названием Ос-тарлейт, он жил в соответствии с хронометром поведения. Хронометр был надежным помощником и наставником. Этот прибор, чудо науки, контролировал все, даже самые элементарные действия обитателя Остар-лейта. Он энергично помогал составлять стройную программу жизни.

Так, К рей узнал, что ему следует обратить более пристальное внима ние на Джейн, ту самую Джейн, ко торой поручено было проверять его расчеты. Почему именно Джейн? Вот об этом Крей совсем не задумывался за очевидной бессмысленностью подобного вопроса. Хронометр не ошибался: Крей встретил полное взаимопонимание со стороны Джейн. Он хорошо помнит, как в те минуты, когда он передавал Джейн о черед

41