Вокруг света 1983-09, страница 50богатой и красочной фантазией народа и нанесенных рукой народного мастера на сгекло, остались лишь осколки... Что завтра скажу я огорченной Налини, хозяйке картинки? Проснувшись утром под влажной простыней и на влажной подушке, я прежде всего вспомнила об осколках. Надо было идти извиняться Ну что вы, право, какие пустяки,— с улыбкой отклонила мои извинения Налини. - Давайте лучше пить чай. Спасибо. Но все же я очень расстроена. А может быть, я найду в лавках такую же картинку? — Не думайте об этом, пожалуйста. Да и нельзя ее найти. Их сейчас уже не делают. Как так? Почему? — Это старое искусство. Сейчас уже нет этих мастеров. — И на базаре не найду? — Нет. Да и не надо затруднять себя. Пойдемте лучше после завтрака покупать вам сари. — Хорошо. Только все же съездим на базар. Видите, и дождь кончился на наше счастье. А вдруг найдем... Пройдя мастерские ювелиров, откуда доносился тонкий перестук маленьких молоточков, лавки с многоцветными тканями, гранильные мастерские, в глубине которых жужжали шлифовальные станки и яркими бликами вспыхивали Бог Шива с семьей на бычке Нанди (стекло). самоцветы,— словом, пройдя мимо всего манящего, радующего глаз и душу красочного многообразия индийского базара, мы все же увидали то, к чему стремились: витрину не витрину, а так, две деревянные полки, и на них одна к одной картинки на стекле. Стекла блестели, картинки пылали яркими красками, их рамочки были украшены узорами из блесток и бисера. — Ну вот же, Налини, нашли! А вы не хотели идти. Возле полок на циновке сидел мальчишка лет десяти-двенадцати. Весь — улыбка и сиянье глаз — Пожалуйста, мэм са'б, покупайте. Только у нас есть все. Не ходите больше никуда. Вскочив, он стал показывать свой яркий товар. Картинки прямо замелькали в его тонких руках. — Вам что нравится? Хотите героев или богов? Вот великая мать Кали, у нее, видите, язык красный, она любит кровь. А вот ангрези, англичанин, бьет слугу. А вот... — Подожди. Дай посмотреть,— строго остановила его Налини. Рамочка к рамочке стояли здесь герои древних предании, боги, добрые и грозные, жены, почитающие мужей, пейзажи, люди, священные животные, цветы... Глаза разбегались. — Почему не видно бога Шивы? — Да вот он! И перед нашими глазами сверкнула картинка с нижней полки. Да, это был величественный Шива, изображенный в минуту гнева, несущего гибель всему живому. Гибель от вселенского огня и от жгучей силы всепроникающего луча, посылаемого третьим глазом. Он испепелил этим лучом юного бога Каму, направившему ему в сердце стрелу любви к прекрасной Парвати и нарушившему погруженность в медитацию. А вот и Кама на картинке, спрятавшийся в цветах, но найденный и высвеченный вездесущим лучом. — Вам эту, мэм са'б? Или обе? Вот еще бог Шива. Берете? На другой картинке Шива танцевал в кругу языков пламени — все того же покорного ему вселенского огня. Четыре руки, разлетевшиеся в танце волосы, по-женски грациозная поза. Ритмом стремительного космического танца он заставляет мельчайшие частицы материи пребывать в непрерывном движении. Если те перестанут вращаться, материя погибнет — таково вкратце философское истолкование образа. В нем отражены научные и, к слову сказать, материалистические по своей сути представления древних индийцев о строении вещества. — Нет, этот Шива нам не нужен. Другого нет? Тут снова вмешалась Налини: — Позови отца. 48
|