Вокруг света 1984-02, страница 56

Вокруг света 1984-02, страница 56

КОГМФМ

<по т

ДМИТРИЙ МОРОЗОВ

DP» БВЗОРЖШХ

£Щ все-таки думаю, что в 1 I «Махабхарате» есть пре-[I увеличения... ТШ Мой собеседник Али зарабатывал средства на жизнь, обучая студентов мадурайских колледжей каратэ. Он носил джинсы вместо традиционной тамильской белой юбки — дхоти, ездил на мотоцикле.

Предки Али приняли мусульманство несколько веков назад в Север

ной Индии. Потом переселились в один из древнейших городов юга — Мадурай (в университете этого города я, тогда студент-индолог из МГУ, проходил практику) Здесь они обосновались навсегда. Переняли язык и обычаи, сохранив только старую религию и унаследованную от предков наступательность характера. Но, будучи мусульманином, Али чтил «Махабхарату» ничуть не меньше правоверных индусов, для кото

рых многотомный эпос — священная книга.

— Но, Дима, там содержится первое в мире упоминание о приемах борьбы без оружия. Герой Бхима убивает своего противника ударом ноги. Вот это не преувеличение! Однако то, что Арджуна повергал в бегство тысячи врагов,— чистая фантазия...

— А мне кажется, что это вполне могло произойти. Арджуна ведь был из кшатриев — касты воинов, которые всю жизнь только тем и занимались, что упражнялись с оружием. А из кого состояло войско, которое он разогнал? Из вечно голодных крестьян, замученных тяжким трудом на полях. Они и копья-то держать толком не умели. А вооружение? Закованный в доспехи воин стоит на колеснице, которой управляет умелый возница-оруженосец. Еще издали кшатрий посылает стрелы из лука в толпу людей, защищенных только небольшими круглыми щитами. Могучие кони колесницы врываются в строй противника и разбивают его, а с колесницы летят дротики. Дотянуться же до кшатрия пешему очень трудно. Да и что толку? Ведь надо уметь владеть копьем. А сколько силы нужно для нанесения удара! Нет, перед кшатриями крестьянское ополчение было беззащитным...

Али покачал головой:

— Нет, нет! Не все крестьяне бы ли беззащитны. На юге вообще люди были более самостоятельны. Конечно, у крестьян не было ни умения изготовлять доспехи и хорошее оружие, ни денег, чтобы приобрести их. Но крестьяне изучали «силамбам»...

От этого слова веяло древностью и тайной. Я уже слышал о си л амба ме — традиционной тамильской борьбе.

— Хотите, я отвезу вас к человеку, который обучает приемам борьбы?— предложил Али.

Через двадцать минут мы были в пригороде Мадурая. На песчаной площади, недалеко от мечети, мото цикл увяз. Спешившись, мы углубились в лабиринт между глиняными хижинами, крытыми пальмовыми листьями. Мимо домов — стены их были слепы, без окон — дети та шили банки и канистры с водой. Такие кварталы в мадурайских пригородах мне приходилось посещать редко: к пришлым здесь относятся с недоверием и опаской.

Али провел меня к маленькой хижине, постучал в дверь Вышел хозяин.

— Шейх Усман! Здравствуйте!

Мы присели на ступеньки. Подошел старик (Усман объяснил — его отец), принес в подарок гроздь

Воины-кшатрии ездили на конях, были отлично вооружены; крестьянам оставались шесты силамбама.