Вокруг света 1984-09, страница 18

Вокруг света 1984-09, страница 18

Директор Сочинского музея краеведения Алексей Петрович Краснов и его дочь Тася извлекают ящики с экспонатами феодосийского и сочинского музеев из тайника, чтобы перевезти их в более надежное место — в горы и спрятать там.

да к эвакуации, перечислялось несколько десятков античных и средневековых золотых и серебряных украшений, других изделий, большая нумизматическая коллекция. Солидный список! Драгоценности были уложены в самый вместительный и добротно сколоченный ящик, помеченный номером первым. Во втором помещены были терракотовые статуэтки, скульптура, майолика, амфоры. В третьем — старинные сосуды и вазы, светильники, статуэтки. В четвертом — 23 акварели замечательного крымского художника Константина Богаевского, изображающие виды Феодосии и Судака, старинные карты и планы. В остальных четырех — иные экспонаты, книги.

Перечень приготовленных к отправке вещей подписан директором музея Александром Ивановичем Да-ниленко и заведующим городским отделом народного образования Ку-

ЕВГРАФ КОНЧИН

Спасенные сокровища Тавриды

3 Киеве, в республиканском My зее исторических драгоценно стей, хранится коллекция изделий античного и средневеко вого искусства. Коллекция удиви тельная, глаз не оторвешь! Не толь ко потому, что изделия эти из золота и серебра, но прежде всего потому, что это истинно художественные произведения. Здесь и золотые бляшки с изображением медузы Гор гоны. И серьги прекрасной работы из золотой крученой проволоки. И се ребряные пряжки с рельефами, вели колепного они мастерства! Золотые пластинки с камнями и без оных, перстни и браслеты, украшенные кораллами, бирюзой, гранатами, ажурный медальон, инкрустированный кораллами и сердоликами, подвески с монетами... Я мог бы перечислить каждый из сорока одного предмета этой коллекции — иные насчитыва ют две тысячи и более лет. В свое время они были разысканы археологами близ города Феодосии.

Почему именно об этой коллекции идет речь? Ведь в собрании музея есть экспонаты куда более выдающиеся, чем те, о которых я упоминал. Но эта коллекция имеет драматическую военную судьбу, доселе неизвестную не только посетителям хра нилища, но и самим музейным сотрудникам. Еще и потому ее судьба интересна для нас, что связана она

с людьми достоиными, которые в тяжелую военную годину проявили самоотверженность и высокое понима ние гражданского долга.

Розыск их имен, открытие обстоятельств, при которых они сберегли ценности, был сложен и длителен. Начался он, пожалуй, с того, что попалась мне в архиве глухая-глухая, в одну строчку, обмолвка о каком-то музейном золоте из Феодосии, которое было сохранено во время Великой Отечественной войны. И все. Только намек, только неясный отзвук каких-то отдаленных — но реальных ли? — событий

И первые мои поисковые шаги чуть было не уверили меня в том, что архивное сообщение не более чем чья-то канцелярская оплошность. Когда я приехал в Феодосийский краевед ческий музей, то выяснил, что никакого античного золота там нет. Нет, и все! Где же оно? И было ли?..

— Было,— ответили мне,— но в начале войны...

Словом, засел я в архив музея и с любезной помощью его директора Евгения Александровича Катюшина и научного сотрудника Людмилы Васильевны Стариковой, весьма мне помогавшей, отыскал, отыскал-таки «мое» золото! Не ошибкой и не преданием оказалась архивная строка. В описи музейных экспонатов, приготовленных 10 октября 1941 го-

кулиди. Но Даниленко умер несколько лет назад. Ни воспоминаний, ни записок о том времени не оставил. Его вдова Агнесса Карповна, с которой я встретился в Феодосии, сообщила лишь, что действительно ее муж вывозил музейные ценности. Затем работал заведующим отделом Левокумского райкома партии в Ставропольском крае, был комиссаром партизанского отряда. После освобождения Феодосии вновь руководил музеем до ухода на пенсию в 1968 году.

А Кукулиди? О нем (о ней) мне ничего не удалось узнать, даже имени и отчества. Не осталось никого, кто имел бы отношение к эвакуации музейных ценностей, кто мог что-либо знать об этом. Кроме упомянутой описи да еще акта о том, что экспонаты 22 октября были отправлены на корабле на побережье Кавказа, никаких иных документов обнаружить не удалось. Сопровождали музейное имущество Даниленко и, похоже, бухгалтер музея Екатерина Иосифовна Шпаковская.

Что же потом приключилось с феодосийскими экспонатами? Сведения были самые противоречивые. По од ним — их вывезли в Северную Осетию, по другим — они остались в Сочи, но в том и в другом случае дальнейшая их участь неизвестна... Все ниточки поиска рвались одна за дру

16