Вокруг света 1985-04, страница 65

Вокруг света 1985-04, страница 65

ПОЛЕЗНЫЕ НАЛЕТЧИКИ

В бразильском штате Сан-Паулу вот уже много лет наблюдаются нашествия птиц: здесь периодически скапливаются миллионы ласточек. Появления птиц в неисчислимых количествах, разумеется, вызывают серьезные заботы властей. Как правило, ласточки прилетают в ноябре, когда начинается бразильское лето. А в конце марта — начале апреля птичье нашествие прекращается. Стаи ласточек быстро снимаются с места и исчезают в небе.

Долгое время орнитологи не могли выяснить причину ежегодных вторжений ласточек. Наконец ученые установили, что речь идет о так называемых пурпурных ласточках, родина которых — Соединенные Штаты и Канада. Здесь они гнездятся, однако где находится их зимнее пристанище — до сих пор не было известно. Только теперь выяснилось, что зимовьем птицам служили определенные районы бразильского штата Сан-Паулу.

Ученые обратили внимание и на то, что птичьи стаи истребляют насекомых, наносящих вред местным плантациям сахарного тростника и соевых бобов. Стало быть, несмотря на шум и загрязнение, налеты лас точек, в сущности, полезны жителям. И это если не говорить об иностранном туризме который в последние годы благодаря сооб щениям о красочных птичьих нашествиях заметно оживился.

ПАГОДА-«МАЯТНИК»

В одном из горных районов Бирмы есть пагода, которая покоится на огромном — величиной с трехэтажное здание — монолите, нависшем над пропастью. Достаточно надавить на монолит рукой, чтобы он пришел в движение,— вершина пагоды при этом раскачивается как маятник. Создается впечатление, что и камень и пагода каждую минуту могут рухнуть в бездну, однако это уникальное творение природы и человека существует уже десять веков. Феномен объясняется следующим образом. В нижней части монолита находится небольшой выступ, расположенный всего в нескольких миллиметрах от его центра тяжести. Вот почему достаточно небольшого усилия, чтобы стала раскачиваться громада, весящая тысячи тонн.

БАМБУК ДЛЯ БОЛЬШОЙ ПАНДЫ

Многие знают, что большая панда, или бамбуковый медведь,— вовсе не медведь. Хотя и те и другие животные входят в отряд хишных, но медведи образуют семейство медвежьих, а панды — это уже енотовые. В отличие от косолапых, не особенно разборчивых в пище, у большой панды никогда не возникает вопроса: «А что бы сегодня съесть на обед?» И на завтрак, и на обед, и на ужин у нее всегда одно и то же блюдо — бамбук, главным образом молодые побеги.

Обитает этот интересный, красивый и крайне редкий зверь на ограниченной территории — в горных лесах всего трех провинций Китая. На земле произрастает 600 видов бамбука, но далеко не всякий из них годится для стола панды.

Бамбук цветет раз в десять лет и, дав семена, погибает. Цветение и последующая гибель бамбука одновременно на больших площадях влечет за собой и гибель панд: их косит голод. По этой причине в середине семидесятых годов нашего столетия погибло около 130 панд — более десяти процентов их современной популяции. Можно ли помочь зверю?

Международный фонд любителей диких животных и правительство КНР приступили к осуществлению программы по спасению панд. Ученые попытаются найти другие виды бамбука, пригодные для питания панд, и попробуют переселить часть животных в те места, где необходимый им бамбук еще не зацвел.

«ЧУЖАЯ» ПЛАНЕТА

Наша планета стала чужой для Глена Восса. Пятидесятисемилетний австралиец, бывший фермер-овцевод, страдает тяжелейшей формой аллергии — он не выносит практически никаких запахов химических веществ.

Восс до такой степени чувствителен к аллергенам, что стоит ему четверть часа провести в супермаркете, как болезнь выводит его из строя на много недель. А запах пестицидов и гербицидов приводит к временному параличу. Восс уехал с побережья, где родился и прожил всю жизнь, сменил несколько городов и селений, но везде его настигали запахи современной химии. Наконец жертва аллергии обосновалась со всей семьей в лесах Нового Южного Уэльса. Но когда Восс собирается навестить соседний городок, ему приходится надевать поистине «инопланетный» костюм — скафандр, шлем, перчатки, в руках — специальный угольный фильтр, формой напоминающий большой фонарь.

МАШИНИСТЫ ПЕЧАТНОЙ РЕЧИ

Пути новых изобретений неисповедимы. Иногда новшество завоевывает себе признание с большим трудом. Пример — столь обыденные в наше время пишущие машинки. Первые образцы пишущих машинок — правильнее сказать, прототипы — были сконструированы еше в двадцатых годах прошлого века. И... цель.а шесть десятилетий они не вызывали практического интереса у публики. Их считали курьезными новинками — не более того. Лишь в 1882 году дело, наконец, пошло — была устроена первая большая распродажа машинок.

Как выглядели пишущие механизмы того времени? На современный взгляд, странно и неуклюже. Вот одна из машинок выпуска 1888 года — марки «Космополит». Непонятно даже, с какого конца к ней подходить, ясно лишь, что для работы на «Космополите» требовался человек с недюжинной физической силой. Неудивительно, что долгое время печатание на машинке считалось сугубо мужским ремеслом. Итак, если бросить взгляд в прошлое, то на заре машинописного дела мы увидим фигуру не изящной барышни-машинистки, а мускулистого машиниста.

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В 20 ДНЕЙ

Все новые рекорды скорости кругосветных путешествий, достигаемые в наше время, не имеют, однако, непосредственного практического значения, так как рекордсмены пользуются для своих целей специально построенными автомобилями и аэропланами.

Главной же целью Леона Кирана, репортера американской газеты «Нью-Йорк тайме», было не столько достигнуть мирового рекорда, сколько конкретным и убедительным образом доказать громадный прогресс в усовершенствовании современных путей сообщения.

Пользуясь исключительно общедоступными средствами передвижения, находящимися в распоряжении каждого путешественника, он перелетел из Нью-Йорка во Франкфурт-на-Майне на борту обыкновенного пассажирского дирижабля.

Отсюда на пассажирских же самолетах пролетел города Рим, Александрию, Багдад, пересек Индию и, пролетев над Малайскими островами, очутился в Гонконге.

Дальше все так же на пассажирских аэропланах он перелетел Тихий океан через Филиппинские острова и достиг Сан-Франциско.

Несмотря на то что все путешествие было проделано без пользования экстренными поездами или другими специально заказанными средствами транспорта, оно все же является самым быстрым из тех, которые проделывались по обычным путям сообщения. Леон Киран закончил его в 20 дней.

«Вокруг света», 1937 год

63