Вокруг света 1985-08, страница 66

Вокруг света 1985-08, страница 66

А. ПЛОНСКИИ

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

Фантастический рассказ

О спирант Уточкин ввел бланк в анализирующий компьютер. А за сто лет до этого... — Просто уникум,— сказал профессор Ваулич.— Из нее мог бы получиться большой музыкант, но...

— Что-нибудь не так? — встревожился отец Риты.

— Ее ждет каторжный труд.

— Ну что вы... Для Риты это будет не труд, а удовольствие. Она так любит музыку. Правда, дочурка?

Шестилетняя Рита охотно кивнула.

День за днем просиживали отец с дочерью за купленным в рассрочку «Блютнером». В двенадцать лет Рита уже играла за первый курс консерватории, а в тринадцать захлопнула крышку рояля:

— Никогда, слышишь, никогда не прикоснусь больше к инструменту!

Школу Рита окончила с медалью. Ей было все равно, куда поступать, но только не в консерваторию! Родители выбрали для нее специальность «Электронные вычислительные машины» — модную и престижную.

Спустя пять лет Рита получила диплом инженера-программиста и распределение в проектно-конструкторское - бюро. А еще через два года ее перевели в старшие инженеры, чему способствовал уникальный дар раскладывать в уме на гармоники сложнейшие звуковые колебания. «Наш спектроанализа-тор»,— шутили друзья.

Рита не понимала, зачем вообще пользуются нотами: ведь музыка так естественно выражается на ясном и строгом языке математики. Она по-прежнему не прикасалась к роялю. Да и «Блютнер» давно перекочевал к другому, более удачливому вундеркинду. Но у нее появилось увлечение: переводить на машинный код фуги, мазурки, менуэты...

Заканчивался квартал, план, как всегда, горел. Справившись за полночь с программой, Рита выключила верхний свет, и машинный зал, погрузившись в

полумрак, неожиданно напомнил ей Домский собор. Казалось, вот-вот со стен сорвутся звуки органной музыки. И Рита в самом деле уловила странную мелодию. Музыка была на грани слуховой галлюцинации, возникала как бы не извне, а изнутри, шла вразрез с незыблемыми правилами композиции.

Схватив подвернувшийся под руку лист бумаги, девушка начала бессознательно испещрять его символами. Музыка умолкла. Очнувшись, Рита увидела стандартный бланк программы, покрытый лишенными смысла каракулями.

«Совсем заработалась!» — с досадой подумала она, в то же время безуспешно пытаясь восстановить в памяти непостижимо прекрасные звуки, рожденные капризом фантазии.

По случайности бланк вместо мусорной корзины попал в архив.

Ум'ер отец Риты, так и не осуществив мечту о выдающемся потомке. Спустя много лет умерла сама Рита, став перед этим мамой, бабушкой и прабабушкой плеяды очаровательных малышей. А наука все двигалась и двигалась...

Отшумели споры о внеземных цивилизациях: академик Славский, неопровержимо доказавший их существование, затем еще более неопровержимо доказал, что мы одиноки во Вселенной.

И все это время испорченный бланк лежал в архиве. Там его и обнаружил аспирант Уточкин, которого все, включая научного руководителя, считали абсолютно неспособным к науке. Так, собственно, и было. Способный человек, безусловно, не обратил бы внимания на бланк, покрытый бессмысленными каракулями. А Уточкин обратил и вопреки логике и строгим инструкциям о порядке расходования машинного времени ввел никудышный бланк в чрево анализирующего компьютера.

И услышал:

«Люди Земли! Мы обращаемся к вам из звездного далека на единственном языке, идущем от сердца к сердцу — языке музыки...»

ЛЕТЯЩИЕ

В ПЕНЕ

ПРИБОЯ

Однажды некий Пайа, знатный юноша, вызвал на состязание Уми, что стал потом повелителем Гавайев. Следовало удержаться, стоя на хребте волны, и как можно быстрее добраться до берега. Пайа поставил на спор два каноэ. Гордый Уми отказался. Пайа удвоил ставку. Уми пришлось согласиться. Он уверенно отплыл от берега, умело выбрал волну, бросил на нее тонкую доску и вспрыгнул на нее. Волна, набирая силу, стремительно понесла его к берегу. Пайа изо всех сил пытался догнать соперника, но, видать, доска его была тяжелее, и у самого берега он коснулся спины соперника и оцарапал ему кожу. Уми первым выскочил на берег и выиграл у Пайа его каноэ. Но царапины своей не простил и, когда стал правителем, принес Пайа в жертву богу моря...

Так гласит древняя гавайская легенда, где впервые упоминается о полете на волнах, том спорте, который впоследствии получйл название «сёрфинг». Считается, что пришел он на Гавайи вместе с переселенцами с Маркизских островов около тысячи лет назад. Известно, что гавайцы скользили на досках, лежа ничком или присев, а то и стоя во весь рост — мужчины, женщины, дети. Забава эта развивала силу, ловкость, бесстрашие перед водной стихией. Мастер, изготовляя доску, тщательно выбирал дерево — обычно легкое. Годились, впрочем, и все местные породы, из которых выдалбливали каноэ. Доски делали двух типов: «оло» и «алайа». Первые длиннее, толще и устойчивее на крутых прибрежных волнах, вторые короче, тоньше и легче, а потому требовали от пловца большего опыта. Эти старые рассохшиеся доски выставлены ныне в музее.

Сёрфингу необходимы крутые волны, на которых надо обязательно удержаться. А такие волны рождаются не везде. Для них нужны бурные, изменчивые океанические ветры, изрезанная береговая линия с выдающимися в море мысами. Может быть, поэтому и не распространился широко сёрфинг. Разве что в Полинезии, Новой Зеландии и Австралии. Именно здесь рождаются волны сильные, крутые, с лихим завихрением на гребне.

И никому не превзойти в умении лететь по волнам гавайцев, потомков Уми и Пайа.

Л. ЖУРОВ А

В номере использованы фотографии из журнала «Нэшнл джиогрэфик» (США).

Наш адрес: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., 5а. Телефон для справок: 285-88-83; отделы: «Наша Родина» — 285-89-83; иностранный — 285-89-56; науки — 285-89-38; литературы — 285-80-58; писем — 285-88-69; иллюстраций — 285-89-36; приложение «Искатель» — 285-80-10.

© «Вокруг света», 1985 г.

Сдано в набор 29.05.85. Подп. к печ. 10.07.85. А00833. Формат 84Х108'/|6. Печать офсетная. Условн. печ. л. 6,72. Усл. кр.-отт. 28,6. Учетно-изд. л. 11,5. Тираж 2 700 000 экз. Заказ 942. Цена 80 коп.

Типография ордена Трудового Красного Знамени издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Адрес издательства и типографии: 103030, Москва, К-30, Сущевская, 21.

«Вокруг света», 1985, № 8, 1—64, Издательство «Молодая гвардия». 70142