Вокруг света 1985-09, страница 53I тусу столицы государства Торжественная закладка состоялась весной 1163 года в присутствии папы Александра III и основателей собора — епископа Мориса Сюлли и короля Людовика VII, изображенных впоследствии на одном из порталов. Строить начали, по обыкновению, с алтарной части, а когда довели здание до главного фасада, первоначальный замысел уже казался слишком скромным. Около 1220 года западный фасад был украшен более пышно, и с тех пор он служил образцом для последующих готических соборов. Вероятно, тогда и родилась легенда, превратившая статуи библейских персонажей в изображения ранних французских монархов — от меровингского короля Хильдеберта, считавшегося основа телем самого первого храма на острове Сите, до Филиппа II Августа, при котором украшался западный фасад. В 1790 году была разрушена Бастилия. Но Великая французская революция продолжалась. Решение якобинского Конвента об уничтожении памятников, оскорбляющих чувства республиканцев, не обошло стороной и собор Парижской богоматери. В сентябре — октябре 1793 года с его фасадов полетели вниз средневековые статуи французских королей. О художественном значении скульптур XII—XIII веков никто не думал. Всего было сбито 78 больших и 12 меньшего размера фигур, обломки которых образовали перед собором огромные груды камня. Вскоре после этого акта знаменитый художник и видный общественный деятель Жак-Луи Давид пред ложил Комитету общественного спа сения использовать обломки для пьедестала монумента французскому народу, попирающему монархию. Предложение приняли с восторгом, и вскоре был издан соответствующий декрет, подписанный Робеспьером и Сен-Жюстом. Но последовал термидорианский переворот, и работа над памятником была прекращена. Древние камни так и остались лежать на месте, загромождая небольшую площадь перед западным фасадом собора. Они лежали там три года Наконец 15 июня 1796 года кам ни купил с аукциона некий гражданин Бертран и вывез их в неизвестном направлении... В середине прошлого века возник интерес к средневековому искусству. Виктор Гюго первым обратил внима ние общественности на состояние собора и возглавил кампанию за его восстановление. В 1845 году началась реставра ция Нотр-Дам де Пари. Ее поручили архитектору Виолле-ле Дюку Потребовалось почти двадцать лет, Статуи Виолле-ле-Дюка по-прежнему украшают Нотр-Дам. а случайно обретенные подлинники начала XIИ века хранятся в парижском музее Клюни. На снимках лишь три фрагмента — каменные головы двух королей и волхва — из десятков уцелевших кусков средневековой скульптуры. чтобы восполнить все утраты. Виол-ле-ле-Дюк и создал знаменитых химер, поражающих нас своим средневековым обликом, а на западном и боковых фасадах поставил взамен погибших новые статуи, используя для образца изображения на гравюрах XVIII века, весьма приблизительно передававших характер оригиналов. Слёды подлинников со времени покупки их Бертраном были потеряны. Ни к чему не привели раскопки на площади перед собором, обследование кладки соседних зданий, даже поиски на дне Сены. Но почему статуи королей оказались вдали от собора, во дворе отеля Моро? Зачем понадобилось прятать обломки наполеоновскому генералу, которому некогда принадлежал дом? Специалисты погрузи лись в архивы, и выяснилось, что особняк на углу бульвара Османа и шоссе д'Антен построил не Моро, а некий Жан-Батист Леканаль, купивший в 1795 году участок под застройку. Он и приобрел с помощью Бертрана, оказавшегося подставным лицом, камни собора. Куски, которые сохранили очертания скульптуры, и в первую очередь головы, Леканаль спрятал в специально вырытых тай никах. Вряд ли домовладельцем руководило сознание художественной цен ности остатков разбитых статуй — он не был знатоком искусств. О Ле-канале известно, что он подозревался в сочувствии к свергнутому королю, за что успел даже отсидеть в Бастилии. Несомненно, подобно тем, кто отдавал приказ об уничтожении статуй, Леканаль видел в них изображения королей Франции. И скорее всего счел своим долгом достойно предать земле обезглавленных каменных монархов. О том, что тайники рассматривались не как простые склады, но как своего рода захоронения, говорило положение голов, аккуратно расставленных и повернутых лицами в сторону собора. Сознание рискованности таких действий — затаившийся монархист мог поплатиться за это своей головой — заставило сохранить все в строжай шей тайне. В 1797 году Леканаль разорился и продал дом, который через некоторое время приобрел генерал Моро А тайна стагуй собора Парижской богоматери ушла со смертью первого хозяина особняка, пока рабочие не обнаружили во дворе старую кирпичную кладку. |