Вокруг света 1985-11, страница 3

Вокруг света 1985-11, страница 3

В долине сибирской таежной реки Оки геологи открыли богатейшие залежи каменной соли. Сейчас здесь растет новый город Саянск. Первый камень Саянска заложила бригада П. Дворов-кина в 1970 году.

рота, Инга — названия, идущие из сердца Саян к низменным рельефам предсаянья...

Ну как, вспоминается время молодое? — спросил меня Виталий Олейник, начальник изыскательской партии, развернувший передо мной карту Саяно-Зиминского региона.

- За этим и ехал в Саянск,— ответил я.- Наверное, любому человеку небезынтересно знать, как продолжаются дела, к которым когда-то приложил свою руку. Геологу — особенно.

— Да, геологи и завели здесь весь сыр-бор..

Он был прав. Именно с геологов началось и строительство огромного Зи-минского химического завода, который несет теперь новую жизнь этим раздольным местам. И теперь уже старожил Олейник, плотный, среднего роста, с добрейшей улыбкой на овальном лице и глазами цвета сосновой коры, тактично вводил меня в курс своего дела.

...И без нашего обоснования не двинется вперед ни одно подразделение начал Олейник - Мы привязываем к местности любую выработку, дорожку, котлован, здание...

Похоже, я оказался в штаб-квартире многих начинаний на Саяно-Зиминской земле. Изыскательская партия располагалась в самом Саянске, в обычном стандартном доме, но вдоль стен кабинетов, словно оружие в казарме, был выстроен инструментарий изыскателей: зачехленные приборы, сложенные треноги, мерные рейки, даже широкие лыжи для зимних работ. Многоцветный план застройки города и промплощадок, висевший на стене, говорил о тщательном контроле за каждой вводимой в строй деталью, которая «поднималась» на чертеже густым набором туши.

На стенах были развешаны и фотографии архитектурных моделей будущих производственных и культурно-бытовых учреждений Саянска, среди которых выделялся корабельной статью Дворец молодежи. Из окна можно бы ло разглядеть кран, возвышающийся над островом первых этажей этого сооружения среди новеньких жилых домов.

Не знаю почему, но мысли мои вернулись к вчерашнему вечеру, когда по приезде я решил сразу же пройтись по городу. Меня обрадовало, что в нем много молодежи. Возможно, это новое поколение подросло здесь, в Саянске. Оно шумит в автобусах и на улицах... А между тем для них этот город ничуть не молод. Наверное, некоторые из них уже приглядывают себе новые стройки и легко уедут отсюда, как когда-то уезжали из своих городов их отцы.

Они построят, быть может, тоже на берегу большой реки свой город и через много-много лет вернутся к себе на родину, в Саянск, чтобы взглянуть на белокаменные кварталы и отыскать знакомые приметы, запомнившиеся в юности: старую сосну среди ельника или деревянный сруб, сквозь щели которого, возможно, наблюдали взрыв скалы или котлована. И. не найдя всего этого, поймут, что еще одна в те далекие дни маленькая площадка стала теперь районом разросшегося города...

Так думал я, когда, миновав редкий ельник, сразу же оказался в квартале новых домов, на ярко освещенной шумной площади. В центре ее, на катке, галдели ребята, и со всех сторон неслась музыка... Переполненный впечатлениями, я решил, что с самого утра пойду и найду Олейника. Но еще долго бродил по заснеженному просторному городу.

И вот теперь, обмениваясь своими соображениями о городе, о том, что построить можно все, сложнее выковать коллектив единомышленников, создать ядро стройки и города, мы с Олейни-ком пришли к выводу, что Саянску во многом удалась эта сердцевина. Духовное здоровье, оно заложено в основе

нового города. И еще: они не позволили себе поставить ни одного барака. Вы держали без времянок...

Хозяин кабинета рассказал мне, как после окончания Киевского политехнического института он прибыл по распределению в Восточную Сибирь, и с 1968 года его работа связана с Саяно-Зи-минским комплексом. Здесь Олейник повстречался с будущей женой, которая родилась в Куйтуне, закончила институт в Иркутске и работает теперь в партии вычислителем. За чередой полевых сезонов незаметно выросли дети — сын и дочь, оба учатся в сибирских вузах. И лишь родители Виталия в далеком городке Александрии на Украине нет-нет да и позовут к себе на родину.

— Не понять старым,- - заметил Олейник,— что моя душа прописана здесь теперь навсегда.

— Сам исколесил нашу Иркутскую область вдоль и поперек,— поддержал я разговор...— А в Присаяньг и Саяны влюблен по-особенному, хотя провел здесь лишь один сезон студенческой практики

Многочисленному отряду поисковиков, разведчиков, топографов-геодези-стов, буровиков, гидрогеологов приш

1