Вокруг света 1986-04, страница 50

Вокруг света 1986-04, страница 50

поедать молодые здоровые деревья.

Во Флориде любители экзотики запустили в садовые прудики розовых сиамских сомиков. Но они забыли, что эта рыба — прожорливая хищница, которая к тому же отличается любовью к перемене мест. Во время дождя она вылезает из воды и отправляется «странствовать» в поисках нового местожительства. Результат оказался весьма плачевный: сиамские сомики начали быстро сокращать число коренных обитателей водоемов и рек во Флориде. Если не удастся найти управу на пришельца, то, как опасаются ихтиологи, последствия могут быть самыми губительными для обширного региона.

Нечто похожее уже произошло на Африканском континенте. В начале 60-х годов в озеро Виктория переселили нильского окуня. Авторы проекта, разработанного еще при британских колонизаторах, рассчитывали, что эта рыба станет вкладом в решение продовольственной проблемы Кении, Уганды, Танзании. На деле их расчеты не оправдались. Нильский хищник уничтожил многие ценные породы рыб, водившихся в озере, которые испокон веков шли на стол местного населения в соседних странах. А вот к окуню их жители так и не привыкли. Чтобы спасти еще оставшихся в живых обитателей озера Виктория, Международный институт охраны природы и природных ресурсов в Женеве, занимавшийся изучением возникшей проблемы, рекомендует срочно переселить их в искусственные водоемы. Причем эксперты института предупреждают, что все это может повториться, если нильский окунь будет запущен, как намечается, в другие крупные озера этого региона.

Фауна Англии страдает от широко распространившейся моды привозить из-за границы различных животных в качестве домашних зверюшек. Однако многие из них потом оказываются на воле, что ведет к печальным последствиям. Например, появление американской серой белки вызвало почти полное исчезновение местной рыжей разновидности. Особые опасения вселяет рост численности быстро размножающихся «импортных» грызунов. Фермеры жалуются, что они наносят значительный вред садам и посевам. Но и выглядевший милым и добродушным зверьком, американский енот на новом месте начал добывать пропитание в курятниках и вольерах с домашней птицей. Причем смена рациона пошла ему на пользу: он прибавил в весе и росте и перестал бояться собак. Конечно, Англия не Австралия, и зоологи уверены, что «енотовая опасность» будет ликвидирована. Однако нет гарантии, что затем не возникнет какая-либо новая проблема.

Д. КОЛЧИН

И. ГУРОВИЧ, заслуженный строитель Казахской ССР

ПОКАЖИТЕ,

КАК СТРОИТСЯ СТАРТ...

Мне повезло в жизни. Я строил Байконур, что называется, «с первого кола», потом был начальником этого уникального строительства.

Однажды, в один из своих приездов на космодром, мне позвонил Гагарин:

— Илья Матвеевич, я бы хотел, если это возможно, посмотреть строительство стартовой площадки. А то мы, космонавты, в конструкции ракет и космических аппаратов вникаем, начиная с ватмана, а вот со стартовой площадкой знакомство происходит лишь в последний момент перед пуском. И то мимоходом.

— Нет ничего проще,— ответил я.— Завтра утром я за вами заеду.

Серебристый олень на радиаторе голубой «Волги» стремительно несся над серой лентой бетонной дороги, стрелой убегающей к горизонту. Справа мелькали опоры ЛЭП, изредка проплывали группы небольших строений, слева, вдоль шоссе, шла железная дорога. Город был удален от космодрома на несколько десятков километров, и на работу люди добирались поездом.

Мы обгоняли автомашины, груженные строительными конструкциями, различными грузами, автобусы...

Стрелка спидометра нашей «Волги» покачивалась между ста двадцатью и ста сорока километрами. Гагарин взглянул на шофера и сказал:

— Люблю быструю езду. А вы всегда так мчитесь или специально для меня?

Павел Петрович Шемент, водитель экстра-класса, не отрывая глаз от дороги, ответил:

— Нам нельзя иначе, Юрий Алексеевич! Если я буду тише ездить, начальник с работой не справится, не поспеет везде.

Я добавил:

— Это не лихачество, Юрий Алексеевич, а необходимость при масштабах нашей стройки.

На дорогах показалось, вырастая в размерах, буро-серое пылевое облако. Оно резко выделялось на фоне ясно-голубого безоблачного неба и заснеженной степи. По мере приближения сквозь него начали просвечивать четкие очертания башенных кранов и металлических конструкций,

Через ворота в ограждении мы въехали на строительную площадку. К нам подошел руководитель работ Сахаров.

Все вместе мы пошли вдоль дороги из крупных бетонных плит. Справа и слева виднелись необычной формы сооружения. Некоторые из них были перекрыты мощными бетонными арками. У дороги в широченной колее мощный кран монтировал три параллельных тоннеля из железобетонных звеньев. От тоннелей шли ответвления к арочным сооружениям. Неподалеку работал в котловане экскаватор.

Гагарин остановился, наблюдая за работой экскаваторщика. Она требовала четкости, жесткого ритма, и этот ритм действительно притягивал.

Мы стояли несколько минут, когда Гагарин заметил:

— Красиво работает, чувствуется почерк мастера.

Его начали узнавать, шоферы приветственно замахали руками. Юрий Алексеевич легко сбежал в котлован. Мы с Сахаровым за ним.

Гагарина сразу же окружили выскочившие из кабин самосвалов водители, подошел приглушивший свою машину и экскаваторщик. Со всеми Юрий Алексеевич поздоровался за руку. А экскаваторщику сказал:

— Четко работаешь, друг! Я прямо залюбовался.

>— Можете и сами попробовать, Юрий Алексеевич! — озорно усмехнулся в ответ экскаваторщик, молодой казах.

— Нет,— рассмеялся Гагарин,— на вашей машине я не рискну. А вот за его руль я бы сел,— кивнул он на самосвал.— Разные машины приходилось водить, а такую не пробовал.

— В чем же дело, Юрий Алексеевич! Садитесь в мою машину! — раздались выкрики с разных сторон.

Гагарин подошел к уже загруженному самосвалу и сел за руль. Водитель примостился рядом и стал что-то говорить ему.

Юрий Алексеевич кивнул, включил зажигание и нажал на газ. Двигатель взревел, машина дернулась... и заглохла»

Водитель опять склонился к Гагарину и начал что-то объяснять. На этот раз машина плавно двинулась к выезду из котлована.

Через десяток минут самосвал вернулся. Гагарин выскочил из машины раскрасневшийся, веселый :

— Совсем другое дело, чем на легковой! Чувствуешь — что-то солидное.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Как сделать вольер для голубей?

Близкие к этой страницы