Вокруг света 1986-05, страница 65

Вокруг света 1986-05, страница 65

КОРАБЛЬ, КОТОРЫЙ УКРАСИЛ ДЖЕК

При реконструкции прославленного чайного клипера «Катти Сарк» специалисты хватились: а ведьму Нэнни — носовую фигуру — кто вырежет? Как известно, ведьма принесла клиперу счастье: «Катти Сарк» обгоняла все парусники, а то и пароходы. Без этой носовой фигуры никак нельзя было обойтись, но резчика для нее отыскали с великим трудом.

Джек Уайтхед, живущий в городе Вут-тон (Оксфордшир), приобрел редчайшую профессию случайно. В бытность механиком он повредил руку, и врач посоветовал разминать пальцы, работая резцом. Гимнастика превратилась в увлечение. А тут приятель попросил: вырезал бы ты носовую фигуру для моей яхты. Фигура понравилась. Посыпались заказы от окрестных рыбаков и яхтовладельцев, да столько, что хобби стало основной работой. После «Катти Сарк» мастер стал известен всей стране.

Кроме таланта и искусных рук, профессия требует исторических знаний: Уайтхед вырезал копии носовых украшений финикийцев, древних римлян, викингов. Необходимо и терпение: как-то, вырезая пятиметровую фигуру гладиатора, Уайтхед с помощником снял не менее тонны стружки. Есть и вовсе необычные заказы — вроде скульптуры Дарвина: такую носовую фигуру заказали для Морского музея. «Очень многие мои работы,— ворчит скульптор,— оседают на стендах музеев и в частных коллекциях. А ведь их место — среди волн и штормов. Соленые брызги — вот что им нужно больше всего!»

ЧУДЕСНАЯ БЕЗВКУСИЦА

Более двухсот видов плодовых культур существует на свете. Многие их них произрастают только в тропиках, и потому вкус их нам неизвестен. Впрочем, бывают фрукты и вовсе без вкуса — например, плоды «чудесного» дерева, произрастающего в Нигерии. Понятно, что «чудесное» — это местный эпитет. О каком же чуде идет речь, если плоды никакие на вкус? А вот о каком. Этот фрукт обладает способностью... менять вкус другой пищи. Если, положим, съесть «чудесный» плод, а следом за ним лимон, то на языке останется вкус сладкого апельсина.

СКОЛЬКО ЖЕ НАСЕКОМЫХ?

Тот, кто хоть чуть-чуть помнит школьный курс биологии, знает: на Земле не меньше миллиона видов насекомых. И вот недавно некоторые ученые выступили с заявлением, что насекомых на планете вдвое больше. Возник спор. Консерваторы ехидно вопрошали: где, мол, вы найдете этот гипотетический второй миллион? Кабинетная дискуссия разгоралась, а в это время полевые исследования предуготав-ливали настоящий переворот в классической энтомологии.

Группа американских биологов, изучавшая мир насекомых самых труднодоступных лесов Панамы, Бразилии и Перу, долго не решалась обнародовать свои выводы. Но количество новых видов до такой степени невероятно, что серьезнейшие обобщения напрашивались сами собой. Исследуя тропические и экваториальные леса, особенно не тронутые человеком участки Амазонии, энтомологи вывели следующее: нет сплошного, однородного леса, а есть участки автономные, резко отличающиеся друг от друга. То, что с самолета кажется одинаково непроходимой зеленой чащобой, подразделяется по меньшей мере на двести разновидностей леса — двести разнящихся сред обитания. И в этих тысячах «зеленых княжеств», почти не связанных друг с другом,— сотни и тысячи эндемичных, нигде больше не встречающихся насекомых. Таким образом, не миллион, не два миллиона насекомых на планете, а миллионов тридцать! Признать эту смелую гипотезу энтомологи разных стран не торопятся. Но налицо повод задуматься: сколь обширны еще «белые пятна» в природе и как важно сохранить уголки, а может, и целые «углы» нетронутой живой природы.

ОЗЕРО ЧУДЕС

Ученые до сих пор затруднялись установить период, когда первобытный человек научился поддерживать и использовать огонь. Известно было только, что это умели делать еще синантропы, жившие четыреста тысяч лет назад. И вот недавно близ африканского озера Виктория было найдено доисторическое кострище. Ученые установили его возраст: 1,4 миллиона лет!

Вообще говоря. Виктория — второе по величине пресное озеро мира — то и дело дарит ученым открытия. Его даже называют «озером чудес». Только за последние восемь лет группа датских зоологов, которые ведут здесь исследования, открыла в водах Виктории свыше ста неизвестных доныне видов и подвидов рыб.

СФИНКС В ТУ .i И КЕ

Как известно, мифологический сфинкс славился тем, что задавал прохожим трудноразрешимую задачу. Ныне Большой Сфинкс в Гизе сам столкнулся с задачей, которая может завести в тупик кого угодно. Дело в том. что гигантское изваяние «заболело»: центр тяжести головы Сфинкса сместился вперед, так что часть фигуры может попросту отвалиться. Египетские ученые хотят укрепить подбородок Сфинкса стальными прутьями, но этому мешает одно обстоятельство: кусок бороды Сфинкса длиной около метра хранится в Британском музее, и последний не торопится вернуть его Египту. Хотя обломок вот уже сто лет как лежит в запаснике, однако Британский музей согласен передать его Египту только на время, как бы взаймы — на 99 лет и не более. Английские чиновники утверждают, что вернуть обломок Сфинкса насовсем невозможно: мол, это явится прецедентом, и другие страны также станут требовать возврата тех культурных ценностей, которые были когда-то из них вывезены.

КОНЕЦ ВЕКА ПОДКОВЫ

Есть основания полагать, что подковы скоро превратятся в антиквариат. В течение многих веков кузнецы набивали на копыта лошадей металлические подковы, и вот новаторское предложение, поступившее из Чехословакии: надевать на копыта обувку из прочной пластмассы на основе полиуретана. Обувка легко «монтируется», легко снимается, она медленно снашивается, дешева, да и лошадям, как показали эксперименты, пришлась по ноге.

Рисунки В. ЧИЖИКОВА

63