Вокруг света 1986-06, страница 39

Вокруг света 1986-06, страница 39

щина с кучей маленьких детей. Другой верблюд вез больного мужчину. Остальные шли пешком — и босые! Острые обломки, раскаленные солнцем, не производили на них ни малейшего впечатления. ...Они что-то забыли в лагере, и теперь, пользуясь случаем, мальчик мог вернуться с нами, а потом пешком догнать своих. Мы проехали тридцать восемь километров, когда он внезапно постучал по кабине водителя, выскочил и исчез среди скал. Подумать только, он должен был еще дойти до лагеря, а потом пешком, без капли воды, вернуться, преодолев несколько десятков километров, к своим, и еще найти их новый лагерь».

Но вернемся к супермарафонцам. Они бросили вызов Сахаре и вышли победителями, не только одолев пустыню, но и... обогнав авторалли Париж — Дакар на целые сутки. Последние километры по атлантическому пляжу и по столице Сенегала группа бежала в полном составе, локоть к локтю. Госпитали Дакара тем временем принимали третий десяток автогонщиков, пострадавших во время ралли.

НАД САХАРОЙ

Фотограф Алан Себ не раз пересекал эрги Сахары пешком и на автомобилях, в седлах верблюдов и на самолетах. К 1982 году он издал два фотоальбома о величайшей пустыне мира. Это позволило ему стать вольным жителем Сахары. Ему и его семье. Оба фотоальбома носили туарегские названия. Последний назывался «Мула-мула», «Преследуемая птица», и был посвящен жизни людей пустыни: фотоработы Себа рассказывали, что мир Сахары и люди Сахары нераздельны, как нераздельны суровость и красота этих мест.

диковинку, их страшно интересует другое: почему люди, у которых есть машины с мягкими сиденьями, не едут в них, а бегут рядом?..

Сахара знает, кажется, только превосходные степени. Песок ее не белый — белейший. Такой, что, когда начинается ночной этап, песок в свете фар сияет альпийским снегом, а следы протекторов кажутся лыжной трассой. А потом, когда габаритные огни машины скроются за дюнами и чернейшую ночь Сахары пронзят голубые иглы звезд, бегун

выберет себе одну из них и двадцать километров будет бежать за своей звездой. Быть может, за той же звездой, за которой летел из Касабланки в Дакар Сент-Экзюпери, за звездой Маленького Принца...

И все-таки бег по Сахаре и жизнь в Сахаре — очень разные вещи.

Вот прозаический случай — отрывок из путевых записок польской исследовательницы Анны Ковальской-Левицкой:

«...Мы встретили кочевников. На одном из верблюдов сидела жен

СТРАНСТВОВАНИЕ ПО САХАРЕ в АЛЖИРИИ

Дювейрие предпринял за несколько лет странствова ние по Сахаре. Путь от древней Константины до Бискры составляет ныне почтовую дорогу, которая проложена по горам Ауре через ущелья и реку Кантару, которая ныне называется Уэд-Бискрой. В том месте, где долина этой реки значительно расширяется, ноток делает крутой изгиб, а горы взгромождаются отвесными стенками, преграждающими, как кажется, дальнейший путь. На самом деле, дорога существует. Река пробилась сквозь узкую расщелину, и тут оба берега соединены знамени тым высоким мостом эль-Кантара.

Мост эль-Кантара составляет ворота в пустыню Сахару, и это превосходное римское сооружение сохранилось, несмотря на невзгоды времен. Оно построено из обтесанных камней и поныне в целости.

По другую сторону моста лежит прелестная оаза эль-Кантара, окруженная стеною в человеческий рост, с бойницами. Эти стены составляли очень хорошую защиту в прежние времена.

Дювейрие проехал верхом от эль-Кантары до Бискры в один день и на дороге останавливался только в караван-сарае в эль-Утае Эту местность населяли прежде разбойники и грабители, перевезенные гуда со всех

концов Алжирии. Теперь они живут там совершенно мирно.

Во время своего странствования по пределам пустыни, с целью побудить различные племена к установлению торговых сношений с Алжирией, Дювейрие между прочим ознакомился также с замечательным племенем Бени-Мезаб. Бени-Мезабы презирают ложь. Улицы и дома содержатся у них чрезвычайно чисто. Женщины постоянно находятся взаперти. Ученые и духовенство составляют у этого племени совершенно особый мир: эти люди живут на счет общества и обладают только пальмовыми садами. В своих оазах Бени-Мезабы занимаются преимущественно разведением плодовых садов и уходом за финиковыми пальмами. Многие, однако, покидают свою страну и занимаются торговлей и другим промыслом в разных городах Северной Африки.

Дювейрие посетил также и Туггурт, составляющий крайний предел влияния французов в северной Африке. Этот главный город Уэд-Рира находится на юг от Бискры и знаменит во всей Сахаре. Туггурт заключен в круглой стене, и в нем обитают около 3000 жителей.

По этим немногим подробностям видно, что африканская пустыня утратила уже многие свои ужасы. По большей части местностей, прилегающих к Алжирии, можно путешествовать безопасно.

«Вокруг света», 1864 г.