Вокруг света 1987-07, страница 41стам, где процветали в прош лом города Нимфей, Пантика-пей, Фанагория, Гермонасса. Участники похода во время встреч с археологами и краеведами обсуждали проблемы изучения края, охраны археологических памятников. Странный вид группы привлекал к ней, как уже говорилось, внимание и жителей Крыма, и отдыхающих — возникали импровизированные беседы, которые перерастали в горячие обсуждения того, как мы знаем историю, как относимся к наследию веков. И никто — ни ученые-профессионалы, ни просто люди, встреченные в пути,— не показали себя равнодушными к прошлому края. Участники похода испытали также свою выносливость, закалку. Планируются новые походы по историческим местам Крыма. П. Коваленко Фото автора, г. Керчь. ШАМАНКА ГАРА Как-то я ехал мимо нанайского селения Найхин, и попутчик предложил: — Не хотите ли познакомиться с настоящей шаманкой? Может, последняя во всей округе. Ну как тут отказаться. Я настроился встретить загадочно-многозначительную персону: ведь шаман верит, что общается с самими духами. Но увидел обаятельную пожилую женщину. Гара Гейкер, так звали ее, буднично сидела на диване и смотрела преобыч-нейишй телевизор. Ее сноха Клара Оненко показала нам семейные фотографии. Вот муж Г ары — Эк-то. Он воевал в Великую Отечественную, работал в рыболовецком колхозе, умер несколько лет назад. Да и сама Гара до последнего времени без дела не сидела — дом на ней, все хозяйство. Наконец телепередача закончилась, Гара Гейкер почтила нас вниманием и по нашей просьбе принялась растолковывать тонкости своего чародейства. Ее деда соплеменники почитали как велико го шамана. От него Гара пере няла многие заклинания, ритуальные жесты. Кое-чему научил ее дед — песням, пляскам; многое усвоила сама — девочкой была очень переимчивой. Женщины-шаманы в некоторых племенах почитались даже больше мужчин-шаманов. Наряды шаманок отличались особой пестротой. Народности Приамурья шили халаты для ритуальных танцев из кожи кеты, раскрашивали и дополняли их подвесками. Обязательная принадлежность избранника духов — бубен, расписанный мифологическими символами. Хотя Гара Гейкер давно отошла от шаманства, интерес к ней не стал меньше. Правда, теперь уже больше этнографический. Долгие часы работала с ней фольклорист и знаток национальных преданий А. В. Смоляк: ведь бывшая шаманка знает бесчисленное множество песен, сказаний, легенд. По приглашению Союза композиторов Гейкер ездила в Москву — записываться в студии. Читать Г ейкер научилась еще в годы ликвидации безграмотности. Последующее время было ликбезом в более широком смысле слова. Новые знания, новый образ жизни сделал ее очень и очень непохожей на деда-шамана. Слыханное ли дело: ношение на запястьях серебряных амулетов Г ара, например, объясняет тем, что они «оберегают от остеохондроза»... — А когда вы хвораете, как лечитесь? — задаю я провокационный вопрос. — К доктору, однако, иду. Лекарства принимаю. Попрощавшись с нами, бывшая шаманка опять подсаживается к телевизору. С таким окном в мир, наверное, трудно сохранить серьезную веру в шаманскую магию. В. Хатунцев Фото В. Кузнецова, г. Хабаровск. Раздел ведет В. ЗАДОРОЖНЫЙ сообщения, вопросы, мнения читателей • сообщения, вопросы, мнен
|