Вокруг света 1987-08, страница 32

Вокруг света 1987-08, страница 32

В назначенный день Макети Зуру заехал за мной на своей автомашине. В дороге мы разговорились. Макети Зуру, получив диплом местного института африканских исследований, уже несколько лет работал в федеральном департаменте. Когда начались поиски старинных скульптур для музея в Лагосе, молодому искусствоведу поручили заняться их подбором.

Наш маршрут лежал в северо-во-сточном направлении в обход крупных городов. Довольно быстро выбрались в саванну с редкими деревьями. Селения с круглыми хижинами под

соломенными или камышовыми крышами выглядели безлюдными: местные жители от мала до велика убирали на своих наделах маис и хлопок.

Затем тряская грунтовая дорога поползла вверх на плато Джое. Кругом громоздились рыжие скалы, за ними — невысокие хребты, поросшие густым кустарником. Внизу, в долинах, змеились, поблескивая, быстрые горные речушки.

Наглотавшись пыли, мы, наконец, остановились у заброшенного карьера, который походил на древнегреческий театр, размытыми уступами

Голова женщины с модной прической (терракота культуры Нок).

уходя вниз. От края карьера до «сцены» было метров двадцать.

— Когда-то, двадцать пять, а то и тридцать веков назад, на этом месте жили люди.— Макети Зуру кивнул на карьер.— Но современный мир узнал об этом лишь в 1944 году. А произошло это так...

Горнякам, добывавшим открытым способом неподалеку отсюда касситерит, все чаще стали попадаться изделия из терракоты — обожженной неглазурованной глины: горшки для варки пищи, черепки, обломки статуэток. Рабочие переправили находки английскому этнографу Бернарду Фэггу, находившемуся тогда неподалеку в городе Джосе. Образцы весьма заинтересовали англичанина, у которого возникло предположение, что все эти разрозненные обломки относятся к древней культуре. Нужны были доказательства этой гипотезы.

Для раскопок были выбраны окрестности деревушки Нок, то есть место, где мы теперь находились. Осторожно снимая слой за слоем, археолог и его помощники на небольшой в общем-то глубине обнаружили несколько терракотовых изделий — человеческие головы, слепки рук и ног. Бернарду Фэггу было достаточно одного взгляда, чтобы определить: все эти предметы — творения древних мастеров. Радиокарбонный анализ позволил уточнить время их изготовления: Увек до нашей эры — II век нашей эры.

Поиски неведомой «культуры Нок», как она была названа Фэггом по месту первых раскопок, охватили огромный район центральной части страны. Результаты превзошли самые смелые предположения. На всем участке, от местечка Кагоро на северо-западе до Кацина-Ала на юго-востоке, были найдены терракотовые головки, изображения животных, каменные топоры, инструменты для обработки дерева — древнейшие из известных памятников культуры Тропической Африки...

Наш путь лежал дальше. Перед Котон-Карифи, за крутым поворотом, Макети Зуру резко нажал на тормозную педаль.

— Полюбуйтесь на этого красавца!

Метрах в двадцати посреди дороги стоял широкоплечий лохматый бабуин. Я невольно вжался в сиденье, но бабуин не проявлял никакой агрессивности. Как заправский постовой-регулировщик, он стал к нам лицом, требуя остановиться. Убедившись, что машина не двигается, издал командный рык. Тут же из кустов выскочили бабуины-малыши, за ними вразвалочку гуськом потянулись самки с повисшими на них детенышами поменьше. Вожак вел себя прямо-таки по-рыцарски: не сдвинулся с места, пока последний бабуин из его стада не пересек дорогу...

Ифе, куда мы въехали, внешне,