Вокруг света 1988-03, страница 19ШИЛЬПАКАРАНа коврике сидел, скрестив ноги, молодой человек в тюрбане и красочном одеянии. Уперев в грудь резонатор своего семнадцатиструнного сатратара, он «озвучивал» полную чудес выставку «Шильпакара». Выразительность, динамика, образность характерны для сюжетных композиций индийских ремесленников, в какой бы области страны они ни жили. Все, что окружает мастера в его повседневной жизни, все сюжеты, что хранятся в сокровищнице общеиндийских мифов и местных фольклорных преданий,— все находит отражение в произведениях художественного ремесла. В этих изделиях просматривается определенная повторяемость. Вот здесь перед нами богиня, и в том зале она же, и в первом мы ее видели. Разница только в материале... Но разве Иисус и Богоматерь не изображались всеми художниками во всех странах Запада в течение многих веков? А ведь в Индии мифологических героев сотни тысяч, другое дело, что в работах ремесленников определенные персонажи — более любимые или широко известные — встречаются чаще... И при этом каждое изделие уникально. Ведь не может быть близнецов среди вещей, создаваемых вручную. Все они и Созидательница и разрушительница богиня Дурга, супруга Шивы, всегда многорука. И каждая из рук несет оружие или сжата в кулак: богиня неутомимо борется против сил зла, попирая демона. Фрагмент многофигурной композиции: девушки водят хоровод во славу Криш- Женщина с ребенком, бытовая скульптура из раскрашенного дерева. |