Вокруг света 1988-09, страница 46

Вокруг света 1988-09, страница 46

сошлись на том, что именно здесь. Прежде всего нам нужен был бы хороший наблюдательный пункт — спасение могло прийти только с моря, чтобы вовремя увидеть корабль и дать знать о себе выстрелами и огнем костра. Такое место — легкодоступная вершина мыса Литке — рядом, дальше по берегу обзор закрывает мощный массив Уэринга. Нам нужна вода — ручей на всем берегу бухты только здесь.

Итак, и фотографии, и находки, и анализ по принципу «я сделал бы так» не оставляли сомнений: мы нашли стоянку людей с «Карлука».

В такие же июльские дни их положение достигло критической точки. К тому времени уже произошла трагедия в отделившейся от основного лагеря и поселившейся в бухте Роджерса группе: двое умерли от болезней и недоедания, третий сошел с ума... У оставшихся же почти исчезла надежда на спасение. Маккин-ли неутомимо пишет дневник: «Я проснулся от выстрела и услышал крик Вильямссона: «Бредди застрелился!» Бредди был мертв. Он лежал в своей палатке, маузер — рядом. Был это несчастный случай или намеренное самоубийство? Или он просто не мог выдержать перспективы зимовки на острове? Мы никогда не получим ответа. В присутствии всех Вильямссон разобрал его имущество. Все вещи, пропавшие из моего мешка, оказались там, включая мой компас, который был спрятан в носок.

Целый день Куралук и я, как могли, копали могилу на вершине маленького холма за лагерем. Я провел и следующий день в рытье и в конце концов смог положить Бредди на покой, покрыв его грудой плавника, над которой мы положили шкуры и сложили дерн, чтобы сохранить тело от зверей.

Жизнь продолжалась...»

«Маленький холм» над лагерем был, и мы его осмотрели. Наверху среди мха выделялось продолговатое поросшее травой возвышение и валялось несколько полуистлевших обломков плавника — тут-то, по всей видимости, и была могила несчастного Бредди.

К тому времени, когда капитан Бартлетт, благополучно перебравшийся через пролив Лонга на материк, привел на остров спасительное судно, оставшиеся там люди уже были на грани гибели

«Наконец, вся история «Карлука» рассказана,— заканчивает Маккин-ли свою книгу.— Я никогда не устану благодарить Господа за то, что он пронес меня через кошмары острова Врангеля».

Так на берегу бухты Драги мы с Василием прочитали еще одну страницу истории острова. Теперь оставалось только сдать наши находки в музей заповедника.

Все это уже было написано, когда я получил письмо от Васи Придатко: «Новый сезон я опять провел на Уэринге, вместе с женой. Она — сви

Xi

детель всех событий и основной помощник. Памятуя твою просьбу и наш план, мы установили на берегу бухты Драги небольшой столбик с надписью: «В 1914 году здесь был лагерь группы Р. Бартлетта с корабля «Кар-лук», затонувшего у берегов острова Врангеля». Его наличие может подтвердить медведь, который появился там через пятнадцать минут после нашего ухода. Он все внимательно прочел и проверил. Может, это был дух бедного Бредди...»

ЗДРАВСТВУЙ, ИНКАЛИ!

В те дни на острове нас ожидала еще одна удача: на берег бухты Роджерса снова ступил геолог Леонид Васильевич Громов. Спустя ровно пятьдесят лет после первой своей экспедиции. Такой необычный подарок он сделал себе к восьмидесятилетию.

— Приехал работать! — показывал он на связку старых карт и фотографий.— Надо помочь с организацией музея. Дам консультацию по геологии, расскажу, как все начиналось. Пройти бы с молотком по старым маршрутам!

И нырял в воспоминания, свободно пересекая пространство жизни — память его не подводила.

На остров Громов попал молодым, но не начинающим геологом. Позади уже были тяжелейшие разведки на

Бухта Драги в наши дни.

Бухта Драги в 1914 году. Лагерь потерпевших кораблекрушение. Фото из книги о «Карлуке».

диком в ту пору Таймыре, открытие молибдена в Забайкалье... И после работы на острове жизнь не шла под уклон. В войну — начальник штаба прославленного партизанского соединения Бати на Смоленщине. Затем снова Главсевморпуть, Госплан, Академия наук, длительные командировки за границу. Открыл еще несколько месторождений, вырастил целый отряд учеников разных поколений. Почетный полярник, кандидат наук, автор нескольких книг. Ранения, ордена, дети и внуки... И сейчас ведет научную тему в одном институте, преподает в другом.

Где только не довелось ему бывать, но никуда так не тянуло, как на остров. Сбылось — после путешествия длиною с жизнь геолог возвращался в молодость.

Вот что рассказывал он о своем первом «поле» на Врангеле:

— В начале августа 1935 года ледокол «Красин» подошел к мысу Литке, я высадился на берег, поставил палатку и остался один. Помню, опытный уже полярник летчик Фа-рих, бывший на ледоколе, покачал головой на прощанье: «Ну, наплачешься ты, Громов. Держись!»

Первый раз в Арктике, острова не

44