Вокруг света 1989-03, страница 65

Вокруг света 1989-03, страница 65

ДЫШИТЕ ЛИМОНОМ!

Как повысить производительность труда работника? На этот счет есть множество методик. Существует целая наука — НОТ, однако поиски в указанной области не прекращаются ни на секунду. В наше время особой заботой специалистов по эргономике окружены люди, сидящие у компьютеров. Неослабное напряжение глаз, интенсивная умственная деятельность, сидячий образ жизни — все это ведет к преждевременному износу нервной системы. Разумеется, необходимы грамотный режим работы, регулярное, доброкачественное питание, удобные рабочие места, физические упражнения, но хотелось бы чего-то новенького и эффективного.

Это новенькое предложили японские психологи. Они попробовали насыщать воздух рабочих помещений... ароматами. Опыты показали, что запах лимона или эвкалипта, проникающий в комнату через систему вентиляции, повышает работоспособность и снижает сонливость, вызванную перенапряжением. Ряду тестов подверглись операторы компьютеров. Выяснилось, что при насыщении воздуха запахом лаванды количество ошибок при работе на клавиатуре падает на 20 процентов, аромат жасмина еще более полезен — ошибок меньше на 33 процента, но чемпионом стал обыкновенный лимон: погрешностей стало вполовину меньше!

КОРО ВЫ-Л А КОМ КИ

Старая -престарая загадка-прибаутка для дошкольников: «Что будет, если корову кормить сливами?» — «Конечно» сливки».

Переиначим загадку: «А если кормить корову шоколадом?» Не спешите кричать в ответ «Какао!». Какао, конечно, не получится, но что-то ведь должно произойти с молоком?..

Подобный «детский» эксперимент поставил американский специалист по питанию крупного рогатого скота Уильям Фликингер. Легче легкого охарактеризовать этот опыт таким образом: мол, с жиру бесятся американские фермеры» тут ни молока, ни конфет порой не достанешь, а они — шоколад коровам... Однако не будем спешить с выводами. Фликингер с уверенностью установил, что включение шоколада в коровий рацион существенно улучшает качество молока, и теперь вполне серьезно рекомендует фермерам добавлять в корм коровам конфеты. Научный опыт, конечно, требует изучения, но по-человечески все понятно: и коровам сладенького хочется.

ВООРУЖЕН И ОЧЕНЬ ОПАСЕН!

Удивительны бывают примеры симбиоза в животном мире! Впрочем, сначала — цитата из книги «Опасные морские создания» американского популяризатора Томаса Дозье: «Слово «медуза» у многих любителей морских повестей связано с представлением о «португальском кораблике», названном так потому, что красивый, но не сулящий ничего доброго поплавок этого кишечнополост-ного из подкласса сифонофор напоминает каравеллу под парусами. «Португальский кораблик» широко распространен в умеренных и тропических водах; под его воздушным пузырем свисают ядовитые нитевидные щупальца длиной 15 с лишним метров. «Португальский кораблик» — это не индивидуальное существо, а сложный конгломерат из многих особей с совершенно различными функциями. У каждого крохотного члена колонии — своя определенная задача. Одни управляют движением, другие ловят добычу, третьи парализуют ее...» Стоп! Парализуют... Прикосновение купальщика к щупальцам «португальского кораблика», или физалии, вызывает сильный ожог, бывают и смертельные исходы. О судьбе рыб и мелких животных, попавших под удар стрекательных клеток физалии, и говорить не приходится. Однако есть представитель морского царства, которому физалия не только не враг, а, напротив, необходимый компаньон (хотя дружба здесь понимается весьма своеобразно). Это осьминог «тремоктопус виолацеус». Он преспокойно обрывает ядовитые нити «португальского кораблика» и наматывает их на четыре передних «руки». Теперь осьминог вооружен, опасен и необыкновенно красив (разумеется, с ось-миножьей точки зрения). Щупальца физалии не причиняют ему вреда, зато служат отличным средством нападения. Не знаем, как насчет интеллекта, но в изобретательности «тремоктопусу» отказать трудно.

КАК ТЯЖКО БЫТЬ РЫЦАРЕМ...

Воскресенье, 10 июля прошлого года. 9.30 утра. Движение у Вестминстерского аббатства в Лондоне замерло. Два всадника в латах выехали на проезжую часть и направились в сторону моста Тауэр. Так началось путешествие, предпринятое членами Кентского Средневекового Общества в честь 25-летия этой уважаемой научно-спортивной организации. Да, и спортивной тоже. Ибо скачка на коне в полном рыцарском облачении — суровое испытание, без основательной подготовки здесь не справиться — ведь латы (если это настоящие латы, а не подделка) весят как минимум 35 килограммов. Плюс жара. Плюс определенная герметичность металлического костюма и отвратительная вентиляция...

Всадникам предстояло покрыть 200 миль (примерно 320 километров), и не только юбилей общества толкнул их на это предприятие. Во-первых, очень хотелось побить предыдущий рекорд дальности скачки в латах — 167 миль,— что и было сделано, а во-вторых, устроители затеи преследовали и благотворительную цель: зрителям скачки предлагалось вносить пожертвования на финансирование исследований в области пересадки костного мозга.

КОНТАКТ? НЕТ КОНТАКТА...

Сенсация века! Это заявление предполагает уникальность явления или, по крайней мере, неповторимость его в течение целого столетия. На самом деле это, конечно, не так, и «сенсаций века» может быть сколько угодно. Вот одна из них: утка, умеющая... читать! Речь идет не о цирковом трюке, а об очень интересном эксперименте, поставленном в университете Дрейка (США). Кряква по кличке Сэр Ланселот (Ланс) разбирает такие слова: клюв, стой, пой, клюй, не клюй, мяч...

Рассказывает наставник Ланселота психолог, доктор Кеннет Ллойд:

— Утки обладают прекрасным зрением и особенно чувствительны к цветам. Сначала мы вычерчивали черные буквы на цветных карточках. Ланс усвоил, что если он тыкал клювом в красную карточку, то получал еду. Затем мы потихоньку убрали цвета и оставили только буквы. Теперь Ланс реагирует непосредственно на написанные слова...

Сэр Ланселот твердо знает значения нескольких слов. Когда ему показывают карточку со словом «Пой», он начинает энергично крякать. И при этом посматривает на людей с сожалением. Вот ведь он-то все понимает, а люди — такие бестолковые: никак не в состоянии уразуметь, что же им пытается поведать кряква, умеющая читать.

Рис. В. ЧИЖИКОВА

ТЕПЛОВАФЛИЗАЦИЯ

Каждый утепляет свою квартиру чем может — кто закладывает оконные щели ватой, кто — поролоном, кто заклеивает их бумагой или лейкопластырем. Уилсон Дженкинс живет в городке Клэм-Лейк в американском штате Нью-Гэмпшир. Зимы здесь бывают довольно суровые, и 64-летний Дженкинс решил проблему утепления жилища на свой лад — взял и оклеил изнутри стены дома... пачками вафель «Трисквитс». На всю затею ушло 20 768 пачек. Дженкинс считает «Трисквитс» прекрасным теплоизоляционным материалом и хвастается тем, что за время работы не съел ни одной вафельки. Соседи, посматривая на аппетитные стены Дженкинса, многозначительно крутят пальцами у висков, но хозяина это мало волнует: он называет свое жилище «самым теплым домом в Нью-Гэмпшире» и полагает, что только весной можно будет сделать выводы, у кого все (вафли) дома, а у кого — нет.

63