Юный техник - для умелых рук 1983-09, страница 13Их води г «в открытую» один, £ чаще даме дга исполнителя. Существуют два способа вождения больших кукол,, Пеозый способ, когда актер вставляет неги в башмаки куклы Правой рукой он держит ее голову, левой — лезую руку. Партнер ведет правую руку и туловище куклы. Второй вариант: актер вставляет свою правую ногу в левую ногу куклы, правой рукой ведзт ее голову, лэвой — лезую руку. Партнер вставляет свою лезую ногу ь празую куклы. ПраЕой ведет правую руку, а левой — туловище. Изготавливать такие куклы лучше всего из поролона и обтягивать трикотажем. Все части туловища сначала выкраиваются и затем склеиваются клеем (№ 88) либо сшиваются. Кроме того, корпус можно сшить из плотной ткани и набить легкими материалами: тряпками, обрезками поролона, конским волосом, сеном Чтобы кукла лучше двигалась, места сгибов (локти, колени, места соединения рук и ног с корпусом) прошиваются Башмаки шьют по форме обуви актера, как «шлепанцы», только без задней части подошвы. Актер вставгяет свою обувь в «шлепанцы». Для надежности к нкм пришивается резинка наподобие лыжных креплений (рис. 34). Голову можно изготовить из папье-маше, вырезать из пенопласта, выкроить из тонкого поролона и склеить Если хотят сделать рот открывающимся, то нижнюю челюсть крепят к верхней прочной полоской материи (рис. 35). Внутри рст заклеивают черным бархатом и пи тонируют черной краской. Рука кукловода располагается в голоое куклы следующим образом? большой палец — в нижней челюсти, все остальные — в верхней. Сжимая и разжидлая пальцы, актер заставляет куклу открывать-закрывать рот. Кисти рук куклы можно вырезать из пенопласта, но лучше склеить из поролона — мягкая pv:<a более пластична и смотрится со сцепы как живэя. У больших «марионеток» рук может и не быть вовсе. Их могут Рисунок 36. заменять живые руки актера (рис. 36). Для этого в пустых рукавах костюма куклы делаются специальные прорези. Но когда хотят, чтобы у куклы сгибались локти, колени, то руки и ноги делают из дерева, как в традиционных марионетках. Большие куклы обладают богатыми сценическими возможностями. Хорошо иззестен популярный ьомер с куклой-тигренком, где даа актера работают в «открытую» с поролоновой куклой. На этом же принципе решены и театральные постановки: «Голый король» в Москве, «Похождения бравого солдата Шпеика» в Ленинграде, «Чертова мельница» в Калинине л многие другие спектакли. Е коллективах художественной самодеятельности также открываются широкие возможности Рисунок 37. для использования больших кукол. На слова песни «Арлекин» в исполнении А. Пугачевой можно поставить танцевально-г.антомими-ческую миниатюру с куклой-клоуном. В 1978 году во Дверце культуры Московского аЕизционного института, в детском эстрадном кукольном коллективе был сделан номер с куклой-джинном. Вся кукла представляла собой кусок материи с поорезями для ру:< актера и головой (из г.апье-маше) джинна (рис. 37). На сцену в луче прожектора год звуки таинственной, загадочной музыки вылетал плащ, разворачивался, и из-за него, как из-за ширмы, плавно поднималась кукольная голова. Она свободно перемещалась по верхней натянутой кромке плаща, подмигивала одним глазом, сводила перед собой руки, как маг. Кукла танцевала одним плащом. Благодаря мастерству юных кук-ловодое создавалась иллюзия, что под плащом и в самом деле находится корпус куклы. В финале номера голова цжинна исчезала. Кукловоды на глазах у зрителей вынимали руки из прорезей плаща, показывали публике, что за плащом ничего нет Тем более что там и на самом деле ничего не было Исчезала и голова джинна, которую один из участников номера пр°тал у себя под одеждой. В этом же коллективе исполнялся номер с большой куклой «штангист». На спортивный помост поднимался гигант. После традиционных ритуальных приготовлений штангист брался за тяжелый снаряд С большим трудом поднимал штангу И в этот момент раздавалось жужжание мухи Назойливая мухе усаживалась то на один, то на другой край штанги, раскачивала ее, раздражала штангиста. Тяжеловес выпускал из рук штангу, которая оставалась висеть в е.оздухе над ei о головой, и пытался поймать муху. Ловил ее Затем недоумевающе смотрел на повисшую в воздухе штангу. Хьатал ее и уносился со сцены. Секрет этого номера прост. Номер исполнялся на черном сЬоне, и за спиной куклы стоял третий ис полнитель в черном костюме, который держал «зависшую*» штангу. Черный костюм на черном фоне малозаметен. Этот трюк со штангой для зрителей всегда бь.л очень эффектен. Ссе куклы, о которых здесь было рассказано, можно использовать как для эстрадных номеров, так и для спектаклей. Работу с куклами-марионетками, большими и маленькими, надо начинать с самых простых веще-.: учить куклу ходить, поднимать и опускать руки, поворачиваться, нагибаться... 13 |