Юный техник - для умелых рук 1983-09, страница 11нижняя (Д) служит для управления головой. Если вы попробуете поочередно дергать за ниточки, отводить их в разные стороны, то сразу почувствуете, какие возможности заложены в вашей кукле. Управление марионеткой так и осуществляется. Актер держит в одной руке вагу, а другой поднимает в зависимости от необходимости ту или иную нить. Если нужно поднять руку или совершить какое-то движение руками, кукловод берет нити от перекладины (В). Через нити он передает движение кукле. Путем усложнения ваг, добавления ниток можно добиться Рисунок 28. дополнительных возможностей кукол. Вага-перчатка. Ее можно использовать для номера с куклой-танцовщицей. Изготавливается вага из обыкновенной старой перчатки, желательно кожаной. К концам пальцев приклеиваются картонные патронки (рис. 29). К патронкам большого пальца и мизинца приклеиваются тонкие деревянные палочки. Голова у такой куклы, как и у перчаточной, может быть вылеплена из пластилина и переведена в папье-маше или вырезана из пенопласта и оклеена папье-маше. Корпус — поролоновый или пенопластовый, суставы рук — тоже из поролона. В некоторых случаях их вообще не делают, а кисти рук крепят к рукавам костюма. Благодаря длинному платью ноги не нужны. Подвеска осуществляется следующим образом: нити управления головой подвешиваются к указательному, безымянному и среднему пальцам; руки куклы — к концам палочек. Достаточно кукловоду пошевелить своей кистью с перчаткой-вагой, как кукла оживает. Он поднимает вверх большой палец — и поднимается правая рука танцовщицы; мизинец — левая рука. Этот номер может сопровождаться как современной, так и классической музыкой. Костюм должен соответствовать выбранной эпохе. В этом номере рядом с куклой как равноправный партнер работает кукловод. Костюм актера должен гармонировать с костюмом куклы, но не быть ярче его, чтобы не перебивать, а дополнять общее впечатление от номера. Вторая рука кукловода свободна, это также обогащает рисунок номера дополнительными возможностями. Куклы подобной конструкции можно использовать и в марионеточных спектаклях. Костюмы для марионеток шьются поверх остова куклы. Все его детали должны свободно облегать тело марионетки, не сковывая ее движений. Перед тем как приступить к шитью, надо предварительно сделать временный костюм из газеты, заколоть его на кукле булавками. Затем подвигать куклу, проверить, не сковывает ли что ее движений. А уж затем выкройку перенести на ткань. Нитки подвески должны свободно проходить сквозь костюм. Для марионеток женских персонажей, которым шьется длинное платье, ноги можно не делать. Для эстрадно-цирковых программ, где несколько кукол выполняют синхронные движения, например танец «Хоровод», делаются специальные ваги (рис. 30). Две деревянные планки соединяют веревкой так, чтобы каждая перекладина приводила в движение определенные части марионеток. Подобным образом работают куклы в номере народных артистов РСФСР И. Дивова и Н. Степановой «Березка». Одна за другой выплывают на сцену русские красавицы в красочных костюмах с колошниками на головах. Плавно в такт музыке они то выстраиваются в одну линию, то сходятся в хороводе, то одновременно поднимают руки и машут платочками. Число кукол не ограничено, все зависит от числа актеров-кукловодов. Куклы по своей конструкции просты. Головки, кисти рук — остальное костюм. Накрахмаленное платье с проволочным кольцом пони зу создает иллюзию, что под ним есть корпус. А рукава заменяют руки. Куклы приводятся в движение следующим образом. Нити, идущие от верхней перекладины, связаны с руками кукол. Подняли один конец планки, вверх — одновременно поднялись две правые руки, другой конец — левые. Отвели верхнюю перекладину вперед — и четыре руки потянулись вперед. Простейшую куклу-марионетку можно сделать из шариков для пинг-понга, ниток, кусочков меха, фетра, веревок и нескольких деревянных планок. Например, Рисунок 30. \ , .. Ч 11 |