Юный техник - для умелых рук 1983-09, страница 9!±!тырь крепился к голове куклы, и актер, дзигая его за ручку (рис. 21) влево-вправо, управлял куклой. Ноги у таких марионеток обычно не сгибались. Но если кукла по ходу действия должна была дьигать руками, то к кистям рук привязывались нити. Если же рука была тяжелой, как, например, у закозанных в металлические догпехи рыцарей, то к ней также крепился металлический штырь. Е современном кукольном театре сицилийская марионетка не забыта. В 1979 году в Советский Союз приезжал Будапештский кукольный театр, который показал одноактный спектакль «История солдата», где были использованы подобные куклы. Мы рассказываем вам о них потому, что они менее сложны в работе, чем марионетки на ниточках, и научиться управлять ими гораздо легче. В этом их достоинство. А новые материалы позволили намного уменьшить вес этих кукол. Вы можете сделать такую куклу из поролона или пенопласта и обклеить ее тктнью, расписать красками. Чтобы металлический прут держался в пенопласте, его предварительно придется вбить в деревянный брусочек и вклеить (ка столярном клее или ПВА) в голову куклы (рис. 21). Для примера расскажем, как изготовить из поролона простейшую марионетку на штыре. Низшим героем будет собака для эстрадной миниатюры на слоаа детской песенки «Пропала со-бзка». Прежде всего из 2—3-гм поролона склеивается (клеем № 88) или сшиейотся нитками основа (рис. 22/.). Потом из поролона потоньше — 5-10-мм нарезается соломка (Б). Она приклеивается к основе рядами — один за другим с таким расчетом, чтебы верхний ряд наполовину перекрывал нижний (В). Клеят до тек пор, пока рся основа равномерно не покроется поролоновым «мехом». В той части, где у собаки должна быть голова, ворс мо?^но сделать реже, а при желании излишек даже немного состричь. Штырь управления выгибается из стальной проволоки по форме собачьего поводка. Он вклеивается в лсрол Oi ювую осно-ву (Г). Рчсуиок 21, Поворачивая штырь из стороны в сторону, актер «ведет» собаку. В какие-то момент»! он немного подергивает штырь, и кукла благодаря сгоей подвижной фактуре прекрасно воспроизводит это движение. На сцене создается иллюзия, что возле актера на позедке и впрямь бегает живой щенок. Миниатюра «Пропала собака» состоит из двух частей. В начале номера на сцену выходит один актер или актриса, которые под аккомпанемент концертмейстера обращаются к зрителям с вопросом: «Вы не видели собаку? У меня прспага собака. Такая маленькая, пушистая». После этих слов звучит песня. Актер пантомимически изображает поиски собячи: ходит по с^ене, заглядм-ьает в зрительный зал, за кулисы. При словах песьи: «Пропала собака, пропала собака го кличке Дружок» — раздается лай собаки. Актер зовет: «Дружок! Дружок!» Ему отвечает радостный лай четвероногого друга. Актер бежит за кулисы и выводит на поводке болонку, Он ведет ез по сцене, демонстрируя возможности куклы. Потом подхватывает на руки, и номер заканчивается веселыми музыкальными аккордами. Из чего можно сделать простую марионетку? Способов много. Их, как уже говорилось, вырезают из пенопласта, клеят из картона, выстригают чз поролона. Если у вас пог.вится желание пофантазировать, вы можете попробовать делать кукол из самых разнообразных предметов. Скажем, из консервных банок, которые можно соединить между собой гроволокой. Или из спичечных коробков, связав их ье-ревкой. Так поступает режиссер из О-РГ Готлиб Мордмюллер. Со своими студентами он много экспериментирует. Один из его персонажей сделан из половника— это тулозище, випок — руки, ложек — ноги. Во всех эти/ предметах просверлены дырочки, через которые они связаны между собой проволокой (рис. 23). Но как бы ни заманчивы были эксперименты, самые прочные и надежные куклы получаются все-таки из дерева (рис. 24). Делаются сии по предварительным шаблон эм, нарисованным на бумаге Рисунок 22. А Л I 'f в 9 |