Вокруг света 1989-04, страница 15

вернулись и вплотную подошли к «Икару». Первыми, как и положено, на его борт вступили пограничники и таможенник. Я засек время — тридцать две минуты пополудни 30 июля 1988 года.

Внешне «Икар» вовсе не походил на покорителя морей. Небольшая, побитая ветрами и морем яхта, на левом борту обильные разводья ржавчины. Две облупившиеся мачты. Пока мы приближались, экипаж уложил паруса в чехлы, и об их внешнем виде можно было только гадать. Яхта шла под мотором. Впоследствии я выяснил, что мощность двигателя была 25 лошадиных сил, и им пользовались лишь при входе и выходе из портов.

Берег был уже совсем близко, и вдруг в безоблачном небе вспыхнули разноцветные ракеты — это моряки приветствовали первую советскую яхту, совершившую кругосветное плавание. Десятки маленьких и больших судов разноголосо гудели. Швертботы, моторные яхты ходили карусельно вокруг «Икара», словно никак не могли наглядеться на невзрачный парусник.

Наш катер и «Икар» бросили якоря метрах в ста от берега. Только сейчас я заметил, что на грот-мачте кру-госветника рядом с красным флагом развевался и небольшой желтый. Это означало, что судно в карантине. В 14.15 желтый флаг был спущен, и таможенник с пограничниками снова оказались у нас на борту, а спустя пятнадцать минут на «Икар» перешли родственники и близкие друзья отважной семерки...

На следующий день, 31 июля, яхту «Икар» с почестями встречали в Николаеве. В яхт-клубе города корабелов собрались тысячи любителей парусного спорта, спортсмены-профессионалы. Выступили капитан яхты Борис Степанович Немиров, ректор Николаевского кораблестроительного института профессор М. Н. Александров... Трем членам экипажа — капитану, старшему помощнику Анатолию Кузнецову и матросу Владимиру Терняку — были присвоены звания заслуженных мастеров спорта СССР.

Прошли еще сутки, и только утром первого августа в яхт-клубе, где среди сотен лодок и катеров по

качивался на волнах «Икар», я смог обстоятельно поговорить с капитаном. Экипаж был почти в полном составе — только Станислав Черкес по личным делам улетел в Москву.

Борис Степанович Немиров аккуратно сложил стопкой книги, которые он разбирал, и предложил мне сесть. Наш разговор начался с того, что я раскрыл перед капитаном карманный «Атлас мира» и попросил его начертить на карте маршрут экспедиции. Улыбнувшись, Немиров вынул авторучку и стал быстро наносить пунктиром путь «Икара».

— Мы вышли из Николаева 9 сентября 1987 года. 13-го прибыли в Варну, где посетили яхт-клуб, который носит имя знаменитого круго-светника Георгия Георгиева. Побывали на могиле морехода, возложили цветы. Болгарские коллеги подарили нам большой портретТеоргиева — он все время висел у нас в кубрике.

Оставшийся участок Черного моря, пролив Босфор и Мраморное море прошли довольно быстро. За проливом Дарданеллы, в Эгейском море, ветер немного приутих, и наш ход замедлился. В Средиземном было пер