Вокруг света 1989-07, страница 30хотя в последнее время в городах брачный возраст стал повышаться. Большинство молодежи сочетается так называемым традиционным, нецерковным браком. Хотя до сих пор родители выбирают своему сыну невесту, учитывая благосостояние, пожелание ее семьи, но стали уже нередки случаи, когда браки совершаются по желанию молодых. Обычай сватовства похож на русский. После заключения брачного договора жених дарит невесте кольцо, тестю и теще — подарки, красивую одежду, и молодые считаются обрученными. За время от помолвки до свадьбы невеста готовится к семейной жизни, шьет приданое. Наконец наступает долгожданный день, и жених с самым уважаемым родственником и друзьями приходит к дому невесты. Вначале их заставляют ждать, затем впускают в дом и подносят угощение. В свою очередь, жених также организует угощение для невесты и ее родственников у себя в доме. После свадьбы молодые проводят какое-то время в доме родителей мужа. Но вскоре родственники собирают средства для обзаведения собственным хозяйством, и новая семья начинает самостоятельную жизнь. В прежние времена непререкаемым главой семьи всегда был муж. Жена выполняла все его желания, во всем советовалась с супругом, включая домашние дела. Женщина считалась частью домашнего имущества, стояла на последнем месте в числе наследников, была лишена права владения скотом. Круг ее интересов ограничивался занятиями по дому, воспитанием детей, помощью мужу по хозяйству. В отдаленных провинциях, особенно в деревнях, обязанности мужчины и женщины четко разграничены. Мужчины отвечают за вспашку поля, за сев, а женщины занимаются сбором урожая. Все общественные работы, такие, как строительство дорог и жилищ, лежат на плечах мужчин. Женщины занимаются приготовлением пищи, и мужчинам не положено принимать участие в этом процессе. Во время первого периода брака связь между супругами очень хрупкая, и новоиспеченные жены часто сбегают из новой семьи. Правда, в большинстве случаев после переговоров они возвращаются к своим мужьям. Однако после рождения детей, и особенно сыновей, ситуация меняется. Большинство женщин в это время начинают понимать, что ее будущее неразрывно связано с родом мужа. Рождение ребенка в семье — большое и радостное событие. То, с чем женщина столкнется в период беременности, считают в Африке, может повлиять и на ее ребенка. Поэтому будущая мать всячески избегает встреч с чем-либо неприятным и уродливым и старается окружить себя по возможности приятным и красивым. Близкие стремятся угодить беременной. Если ей захотелось чего-нибудь вкусного, она должна получить это, чтобы ребенок родился нормальным. Но, с другой стороны, женщина обычно работает вплоть до самых родов, так как считается, что в противном случае ребенок будет слишком толстым, а роды трудными. При рождении ребенка все в доме громко и радостно кричат: когда рождается мальчик — семь раз, девочка — три. Мужчины во дворе салютуют соответствующим количеством выстрелов. Матери сразу дают пищу и питье, а ребенка обмывают. В первые дни после родов к матери и ребенку посторонние не допускаются из-за боязни «дурного глаза». На седьмой день утром мать выходит с ребенком на несколько минут из дома, причем впереди нее часто идет муж с ножом или палкой в руке, чтобы защищать их от злых духов. После этого женщина приступает к своим обязанностям по хозяйству. Мать и ребенка могут посещать родственники и друзья с подарками. Мать обязательно кормит ребенка грудью, часто до двух лет и более. Вплоть до крестин она не оставляет его одного ни на минуту. Опасаясь смерти младенца, родители не дают ему имени до крестин. Крестят мальчиков на сороковой день после рождения, девочек — на восьмидесятый. Родители стараются . воспитать у своих детей такие черты характера, как смелость, умение постоять за себя, а также учат почитать старших. В большинстве случаев ребенку рано дают понять, что мир в основном враждебен и мало кто, кроме родителей, позаботится о нем. Поскольку вместилищем желаний человеческих, которые надо постоянно контролировать, считается желудок, его необходимо держать впроголодь. Способность длительное время обходиться без пищи и воды, есть сырое мясо — признаки сильной натуры. По мере взросления сыновей влияние матери в семье растет, тогда как бездетные женщины в лучшем случае могут претендовать на роль любимых тетушек, а в худшем — к ним будут относиться как к старым девам. Когда сыновья женятся и начинают вести самостоятельное хозяйство, роль матерен усиливается. Иногда к ним обращаются как к «матери всех мужчин», и такие женщины могут даже присутствовать на церемониях, куда представительницы прекрасного пола обычно не допускаются. Несомненно, традиционное отношение к семье сильно и в наше время. Но у многих работающих на производстве женщин сейчас совсем другая жизнь. Они учатся, получают профессию, принимают участие в общественной жизни, особенно в кэбеле — органах самоуправления в городских кварталах. По итогам работы им присваиваются звания «кокеб сэра-тэня», что в переводе с амхарского означает «звездные рабочие». Вернемся, однако, к торжеству, на которое нас пригласили... ПОД ЗВУКИ КЫРАРЕ ...То, что происходило воскресным вечером на фабрике, мало походило на свадьбу в нашем понимании. Скорее то была молодежная вечеринка. Правда, принаряженные молодые сидели на возвышении, да еще и на высоких стульях. Подавались закуски, напитки в бокалах, в основном безалкогольные, но было весело, и все очень много пели и танцевали. Такую праздничную обстановку создавали музыканты — друзья молодых. С одним из них, Мэсфыном Адмасу, студент ом-первокурсником, специально приехавшим из Аддис-Абебы на свадьбу своего родственника, мы разговорились. Сам он провел детство в деревне под Дыре-Дауа и очень забавно рассказывал о деревенских стариках, часто неграмотных, которые скрепляют своими подписями заявление, «бумагу», жениха и невесты. Но традиционные браки легко распадаются. Иногда из-за ссор в семье, или неверности одного из супругов, или тяжелой болезни жены или мужа. Если обе стороны согласны на развод, то нажитое имущество делится пополам. При разводе старики непременно уговаривают мужа и жену сохранить брак, просто умоляют не разводиться, показывая их и свои подписи на «бумаге» — заявлении. Еще в деревне Мэсфын Адмасу полюбил музыку, танцы, стал петь. Как настоящий азмари — бродячий певец,— он поет и аккомпанирует себе на мэсэнко, однострунной виоле, или бэгэне, десятиструнной лире. Сегодня на свадьбе Адмасу играет на народном инструменте кыраре — шестиструнной лире. Инструмент этот напоминает треугольник, в основании которого туго натянута, как на барабан, козлиная шкура-резона-тор. Под аккомпанемент кыраре и обязательных и любимых всеми барабанов гости во главе с молодоженами непрерывно поют и танцуют. Слушаешь нехитрые напевы и угадываешь в них огненные африканские ритмы, переплетающиеся с тягучими и томными азиатскими мелодиями. В танцевальных движениях видны трудовые мотивы: сбор урожая, прядение, работы по дому. — Хорошо, что вы пришли к нам на праздник, увидели, как мы умеем веселиться,— улыбается доктор Тесфаля Абебе.— У нас не только дома пляшут и танцуют, но и все празднества, митинги не обходятся без героических, лирических танцев, маршев и популярных песен. Приезжайте к нам в сентябре: на праздники сбора урожая «Мэскэль», день народной революции. Тогда весь город будет в огнях, все улицы будут петь и танцевать,— обнимает нас на прощанье доктор,— приезжайте снова — не пожалеете... Дыр е-Д ауа — Адди с-А б е б а 28
|