Вокруг света 1990-07, страница 17

Вокруг света 1990-07, страница 17

г

Третий час в пути, а вокруг пустынное плоскогорье, и вид его утомляет даже больше, чем тряска. Поэтому, когда на горизонте возникли две округлые возвышенности, мы с облегчением вздохнули — Байте...

В 1084 году археологическая экспедиция Галкина обнаружила здесь каменные изваяния. Некоторые из них достигали четырехметровой высоты, но были и двухметровые, и небольшие — около метра. Однако целых скульптур оказалось не так уж н много, в основном вокруг были разбросаны отдельные фрагменты изваяний: мужские торсы с узкой талией, каменные головы. Когда-то они все стояли, обратив в сторону заката лица, но потом, очевидно, нх сбросили на землю и разбили. Некоторые обломки были настолько массивными, что нх не могли даже сдвинуть с места.

У группы курганов Байте-I археологи нашли около 25 скульптур, а в пяти километрах от них — на Байте-Ш — оказалось еще почти 50 изваяний, и тоже в большинстве своем разбитых. Как сказал Лев Леонидович, тогда его просто поразило такое количество идолов, расставленных на сравнительно небольшой площади. Аналогов у нас в стране нет. Примерно столько же было найдено скифских каменных стел в степях Причерноморья более чем за сто лет.

На некоторых изваяниях сохранились изображения оружия, доспехов, атрибутов власти в виде гривнов и браслетов. Форма стрел н мечей вроде бы говорила о сарматском вооружении. Однако Галкин хотел знать точно, что за народ создал эту загадочную и величественную галерею статуй. Когда раскопали курган на Байте-I, то оказалось, что его разграбили еще в древности — только и нашли что клювовидный каменный жертвенник.

Лев Леонидович не сомневался лишь в одном — изваяния были разбиты преднамеренно. В окрестностях Байте находились колодцы, и здесь с древних времен останавливались местные скотоводы. Кочевники боялись «дурного глаза», поэтому и сшибали головы у каменных идолов.

...Машина остановилась у кургана вокруг которого земля была перекопана на сотню метров. На фоне нетронутой пустынной целины этот «огород» выглядел непривычно и смешно.

— Вот здесь они и стояли,— сказал Лев Леонидович, отворачиваясь от сильного ветра.— А вон каменный жертвенник... Нечто похожее находили в сакских могильниках Южного Урала VI—IV веков до нашей эры. И все же мы установили, что погребения совершались в каменных ящиках, которые прикрывали плитами. Похожий ритуал существовал и на Устюрте, на территории Каракалпакии. Предположительно, эти курганы оставлены массагетами. Вполне вероятно, что и святилище — тоже их работа. Говорю так неопределенно, потому что о массагетах нам до сих пор очень мало известно.

— Куда же делось это каменное войско? — с недоумением оглядываясь, спросил Аким Борисович.

— Лучший способ сохранить находки,— усмехнулся Галкин,— это

15

В крепости много мужчин, они опоясаны широкой материей — кусок ткани перекинут через плечо. Одеяние их скорее напоминает тогу. Скрепляется материал небольшими деревянными палочками или, может, колючками какого-то растения... плохо видно. На затылке волосы у людей длинные, заплетены в косички. Часть головы острижена. Они стоят с луками, на правой руке надеты такие напальчники из кожи, очевидно, чтобы не натереть тетивой пальцы...

Несколько ошарашенный и озадаченный неожиданными «видениями» Веры Крумовой-Кочевской, я даже не спросил ее, к какому времени отнести этих людей, к какому веку? Я смотрел на мертвые куски камней в руках ясновидящей и думал: «Неужели они ей все это «рассказали»? И именно о наших развалинах...»

ИДОЛЫ — ИЗ ВОЙСКА ТОМИРИС?

Устюрт! Плоская известково-гли-нистая пустыня, покрытая клочьями серо-желто-зеленой травы. Едем вдоль чинка, повторяя его изгибы. Склоны почти отвесные, а там, внизу, застывшие волны меловых наплывов — ослепительно белых, словно полированных. Но это сейчас, когда солнце в зените. А утром, на восходе, в непотревоженной тишине, в чуть тронутом предрассветной дымкой прохладном воздухе на освещенном солнцем краю чинка играют нежные лимонно-желтые и красновато-розовые всполохи. И сразу за ними, резко разграниченные теневой стороной — угрюмые каменные нагромождения...

Мы с Акимом Богатыревым не

меньше получаса наблюдали эту непередаваемую марсианскую игру красок.

Миша уже машину не гонит, наоборот, все чаще притормаживает, чтобы Галкин мог обозреть в бинокль серо-травянистую гладь устюртского «стола»...

Утром мы обнаружили большой древний загон, потом еще один, и еще... Выложены «стрелы» загонов плоскими камнями, забитыми узкими концами в землю и торчащие, словно роговые пластины на теле бронтозавра. Кочевники называли загоны «аранами». Правда, существует и другая версия, что араны предназначались для сбора весенних стоков вод, которые и скапливались в ямах на концах «стрел». Однако те «стрелы», которые находили мы, своими крыльями обрывались у края чинка, а «острие» уходило на возвышенность. Вода вверх не течет, значит, араны действительно были загонно-охотничьими сооружениями.

— Кочевые племена начали создавать араны, очевидно, еще в XIV— XII веках до нашей эры,— рассказал Галкин, когда мы замеряли очередную «стрелу»,— то есть в эпоху бронзы. Обнаруженный каменный наконечник стрелы — меж камней завалился — эту датировку мне и подсказал. Других свидетельств пока нет...

Я вспомнил, что когда мы заезжали в Таучек за водой, Лев Леонидович показывал мне огромные емкости располагавшегося недалеко от поселка нефтехранилища. И пояснил, что нефть туда поступает с известного месторождения Каламкас. Местность эта названа по имени девушки, которая, как повествует легенда, погибла во время загона муфлонов, попав в яму вместе с животными. Когда и как это случилось — неизвестно. Традиция строить араны просуществовала вплоть до XIX века. В старые добрые времена по Устюрту бродили многочисленные стада сайгаков, горных баранов (муфлонов), куланов и диких лошадей — тарпанов...