Вокруг света 1990-09, страница 39

Вокруг света 1990-09, страница 39

В Теотиуакане были отреставрированы колоссальные Солнечная и Лунная пирамиды. Высота первой из них — около 200 футов, а объем — больше, чем у Великой пирамиды в Египте. Двухмильная Дорога Мертвых, дома которой превратились в маунды, поросшие кактусами, огромная площадь Луны, замечательный храм Кецалькоатля — все это было очищено от нанесенной ветрами земли и освобождено от скрывавшей их растительности.

Индейцы знали колесо, но поль-< зовались им только как игрушкой.

Даже в 1519 году, когда конкистадоры вступили в Мехико-Теночтит-£ лан, средствами транспорта индей

цам служили только собственные спины да лодки на озере. Они не пользовались даже полозьями, поскольку у них не было домашних животных, за исключением собак, которых употребляли в пищу.

Лучшие образчики ювелирного искусства принадлежат к миштек-ской культуре. В Седьмой гробнице в Монте-Альбане найдены сотни ожерелий, кулонов и серег. У миштеков была настолько развита технология ювелирного дела, что они могли отливать и даже паять такие тонкие украшения, которые, казалось бы, немыслимо изготовить без помощи увеличительного стекла. Однако мастера ограничивались главным образом обработкой золота и меди. Стали и железа они не знали, поэтому клинки своих мечей и ритуальных ножей для расчленения жертв делали, используя лезвия из кремня и вулканического стекла — обсидиана.

Приблизительно в начале X века в Мексиканскую долину проникло еще одно кочевое племя. Это были тольтеки, суровый и воинственный народ, поклонявшийся богу Небес Тескатлипоки, любителю человеческих жертвоприношений. Тольтеки были вооружены похожими на дубины деревянными «мечами» с лезвиями из обсидиана, говорили на языке нахуатль. Они-то и дали Теотиу-акану его нынешнее имя, решив, что сказочные сооружения города возведены народом великанов. Слово «теотиуакан» означает «обитель богов».

В эпоху тольтеков занялась заря мексиканской истории. Сегодня ученые в достаточной степени знакомы с мексиканскими правителями, знают их имена и годы правления, обычаи древних индейцев и даже их мифологию.

Позднее произошло смешение тольтеков с новыми пришельцами.

Возвышение города — государства Кулуана связано с другим народом — теноча, появившимся здесь, вероятно, в начале XII века.

В 1248 году они обосновались на холме Чапультепек, похожем на крепость и возвышавшемся над водами крупнейшего озера. Здесь теноча в последующие полвека создали свою культуру, однако честолюбие и воинственность их жрецов настолько

разозлили племена тепанеков и кул-хакане, что они заключили между собой союз против теноча. Теноча были разбиты, их вождь — принесен в жертву богу Кулхуакане, а большую часть племени увели в рабство. Те немногие, которым удалось спастись, бежали на заросший тростником болотистый островок посреди озера.

Из этого краткого обзора истории и происхождения ацтеков видно, что все же не они создали ту высокоразвитую цивилизацию, которую застали в Теночтитлане конкистадоры. Ацтеки получили ее в наследство. Тем не менее построенный ими в водах Тескоко город был одним из чудес света. Он имел сходство с Венецией, но был огромен, сложен и притом математически выверен и приспособлен для ведения войны, причем его храмы и дворцы располагались вокруг рыночной площади. Нас же в первую очередь интересуют психологические и религиозные причины распада цивилизации ацтеков и их поражения, которое они потерпели от маленького, но решительного отряда испанских искателей приключений.

Теноча пришли из диких мест и чтили только одного бога, Уицило-почтли. Он был одновременно и богом Солнца и богом войны. Теперь у них появились и другие божества, в частности, Тескатлипока, бог небес; бог дождя, и Кецалькоатль, бог наук, или Оперенный Змей. Однако верховным божеством оставался Уицилопочтли, и аппетиты этого страшного идола настолько разыгрались, что военная мощь ацтеков, простиравшаяся на большую часть Месо-америки, теперь использовалась не для создания империи, а скорее для поставки пленников, которых нужно было приносить в жертву богам. Воинская доблесть определялась не количеством убитых врагов, а числом пленных, приведенных к ступеням храмов, по которым нескончаемым потоком поднимались те, кому суждено было кончить свою жизнь на жертвенных камнях. Такая боевая установка для воинов — брать пленных — несомненно, в некоторой степени объясняет и малое число убитых по отношению к числу раненых в рядах испанцев.

Поначалу человеческие жертвоприношения совершались в относительно гуманной форме и считались крайней мерой, способной ублажить богов в пору самых страшных бедствий. Ацтеки в отличие от их североамериканских сородичей избегали изощренной жестокости. Они не сдирали с живых жертв кожу. На начальной стадии каннибализм их тоже ' имел ритуальную основу: отсеченные конечности жертвы передавались семье воина, пленившего врага. Однако со временем людоедство настолько вошло в привычку, что один из конкистадоров писал: «...человеческое мясо они почитают всякой иной пище на свете, а посему нередко

отправляются на войну и рискуют жизнью только ради того, чтобы убивать людей и поедать их».

И все же несмотря на это, ацтеки стали высшей точкой развития замечательной культуры. В манерах, одеждах, архитектуре они могли потягаться со средневековой Европой; крупнейшие их храмы были почти так же величественны, как египетские пирамиды, сады не уступали роскошью вавилонским зиккуратам, каменные постройки соперничали со зданиями Древней Греции, а покрытые гипсом и полированной штукатуркой дворцы были не менее изящны, чем постройки мавров в Испании.

Однако, с точки зрения европейцев, эта цивилизация изобиловала самыми странными несуразностями. Было развито искусство живописи, с помощью которого вели точную летопись, запечатлевая в картинках те или иные события. Но живопись эта так и не переросла в письменность.

Ацтеки обладали значительными познаниями в астрономии. По сути дела, их религия была причудливой смесью астрологии и черной магии. Жрецы были не только толкователями слова богов, но и переводчиками языка звезд. При рождении ребенка и вступлении в брак обязательно сверялись с «книгой судеб», которая называлась «Тоналаматль».

Административная система ацтеков мало чем уступала средневековой европейской. У истоков власти стоял монарх. Но у ацтеков не было престолонаследия — правителей избирали из числа членов правящей фамилии немногочисленные выборщики, своего рода тайный совет при венценосной особе.

Как и у всякого воинственного народа, удачливый кандидат на,трон должен был отличиться на поле брани. К тому времени, когда на престол вступил Монтесума Второй, жречество добилось такого господствующего положения в иерархии власти, что на выбор кандидата в огромной степени влияли его отношения со священнослужителями.

Возведение Монтесумы на престол было обставлено сложными ритуалами в огромном храме, выстроенном его родственниками: сначала он проколол себе уши, руки и ноги острыми костяными спицами, а затем, истекая кровью, схватил двух перепелов, обезглавил их и окропил кровью птиц пламя алтаря. Поднявшись на самый верх храма, он вошел в огромное святилище Уицилопочтли, облобызал пол, вновь пронзил спицами свое тело, окропил комнату кровью новых перепелов и, наконец, окурил благовониями все ее углы. Правитель Тескоко возложил венец на его чело. Это был похожий на митру убор из перьев, украшенный золотом и драгоценными каменьями превосходной работы.

Дворец Монтесумы был спланирован и построен как административный центр мира ацтеков. Он включал в себя залы заседаний совета и

37

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Боевая дубина индейцев как изготовить?

Близкие к этой страницы